«Во всем виноваты начальник и тупые сотрудники»: как выбраться из ловушки развития

«Во всем виноваты начальник и тупые сотрудники»: как выбраться из ловушки развития
|28 августа 2020| Ольга Семенова Роман Кукшинов

Мы воспитаны и живем в культуре, в рамках которой важно быть успешным. Критерии успешности при этом могут быть разные: это и богатство, и имя или репутация, и рост возможностей, и творческая самореализация, и занятие более высокого уровня в иерархии. Последнее особенно важно для управленцев, и они, как правило, прилагают для достижения такой цели много усилий.

Конечно, любое движение вверх связано с преодолением препятствий и барьеров, и на определенном уровне обязательно останавливается, причем для подавляющего большинства намного раньше, чем этого бы хотелось. Но вот причины этой остановки могут быть разные. Иногда она связана с достижением потолка способностей и талантов, то есть такого уровня, преодолеть который этот человек просто не способен и это нормально. У каждого есть свой предел. Иногда эта остановка связана с тем, что у человека заканчиваются силы и здоровье, растраченные на предыдущих этапах. Иногда она связана с явным активным сопротивлением, по тем или иным причинам, оказываемым окружением человека (его коллегами и руководителями). А иногда с проявлением действия той или иной внешней непреодолимой силы (катастрофой, пандемией, войной и т. д.). 

Но бывает и так, что человек еще явно не исчерпал свои способности и таланты, полон сил и планов, постоянно учится и вообще держит себя в тонусе, не имеет явных врагов и находится в ситуации, богатой возможностями, и, тем не менее его движение вверх, к которому он по-прежнему прилагает много усилий,  как будто упирается в невидимый стеклянный потолок. Часто, потратив много времени и сил на попытки преодолеть этот барьер, человек решает, что он непреодолим и сдается.

Чтобы сохранить самоуважение, он находит, а часто придумывает для себя различные варианты самооправдания: кризис, интриги, подлый начальник, тупые сотрудники, коварные конкуренты и т. д. Но нам удалось заметить и выделить такой тип случаев, когда причиной является сам человек, в итоге загоняющий себя в своеобразную «ловушку развития».

Этот феномен показался нам довольно интересным, и мы хотим проанализировать его более подробно. Возможно, нам даже удастся разобраться, как такой ловушки избежать.

Кто жертва 

Как правило, жертвами ловушки развития становятся вполне успешные и получившие признание менеджеры. Они начинают свой путь «с низов», много и упорно работают. Благодаря своему трудолюбию и упорству, а также постоянному обучению, они наращивают свои компетенции, управляют деятельностью все большего масштаба, продвигаются по карьерной лестнице и поднимаются в управленческой иерархии. А потом неожиданно для себя все чаще упираются в невидимую преграду: их предложения по развитию деятельности отклоняются, а задачи следующего масштаба сложности отдаются не им. Они чувствуют, что нарастает какое-то взаимное непонимание с представителями следующего уровня иерархии, причина которого остается им не ясна. Часто они пытаются изменить эту ситуацию за счет смены места работы, однако смена места работы на время отодвигает, но не устраняет эту проблему. Они привычно надеются решить ее за счет прохождения еще одного нового обучения, но и обучение, которое ранее всегда выручало, не помогает. Таким образом, стеклянный потолок становится для них реальностью, непреодолимой и непонятной.

Пообщавшись с такими людьми глубже, нам удалось выделить некоторые объединяющие их черты:

  • Все они с самого начала двигались по своей карьерной лестнице самостоятельно, без чьей-либо помощи. Как правило, это были выходцы из простых семей, в которых в старших поколениях не было управленцев высокого уровня, а значит, некому было их «вести» или давать им бескорыстные карьерные советы. 

  • Все они делали ставку на свои способности и компетенции, а не, например, связи, их выстраивание и поддержку.

  • Все они уперлись в стеклянный потолок в момент, когда предприняли попытку смены своей деятельности с устоявшимся, «технологизированным» и понятным для них функционалом, на деятельность, связанную с принятием решений стратегического уровня, имеющую высокий уровень неопределенности.

Напрашивается вывод, что встреча со стеклянным потолком свидетельствует о том, что человек в своем карьерном и иерархическом росте подошел к особой точке:

  • При пересечении этой точки меняются требования к претендентам на управленческие позиции, а он этого пока не понимает.

  • В этой точке его привычный способ продвижения по карьерной лестнице перестает срабатывать, в то время как сам человек продолжает реализовывать именно этот, уже не срабатывающий, способ с удвоенными усилиями, тем самым загоняя себя в ловушку развития.

ПРИМЕР: М. начинал свою карьеру с рядовой позиции в одном из федеральных министерств. Работа напряженная и ответственная, но усидчивость и свойственная ему напористость помогали М. двигаться вперед. За годы службы ему удалось занять позицию директора департамента. На этом карьера «замерзла», невзирая на постоянный график 24/7, старательное прохождение всех необходимых квалификаций, отсутствие нареканий по текущей деятельности. С приходом нового главы министерства появился ряд перспективных вакансий заместителей, но ни на одну из позиций М. не пригласили. Он продолжает эффективно руководить своим департаментом и недавно прошел еще одну сертификацию по проектному управлению.

Почему так?

Дело в том, что ловушка развития заложена в самом устройстве большинства компаний и учреждений. 

Полная версия статьи доступна подписчикам
Выберите срок онлайн-подписки:

https://hbr-russia.ru/karera/professionalnyy-i-lichnostnyy-rost/838045

2020-08-28T07:52:43.678+03:00

Tue, 01 Sep 2020 13:22:50 GMT

«Во всем виноваты начальник и тупые сотрудники»: как выбраться из ловушки развития

Почему в карьере возникает стеклянный потолок и как его можно преодолеть

Карьера / Профессиональный и личностный рост

https://cdn.hbr-russia.ru/image/2020/6o/1dv4tk/original-1smh.jpg

Harvard Business Review РоссияHarvard Business Review Россия

Смотрите на YouTube-канале HBR Россия «Счастливая жизнь после работы» vs «Умереть у станка»
Подробнее
Закрыть

Harvard Business Review РоссияHarvard Business Review Россия