Как увеличить степень везения в карьере | Большие Идеи

・ Профессиональный и личностный рост
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Как увеличить степень везения
в карьере

Что нужно для развития серендипного мышления

Автор: Кристиан Буш

Как увеличить степень везения в карьере
Фото: Noam Galai/Getty Images

читайте также

Об инертности мышления — в жизни и в бизнесе

BrandMaker-Russia развитию по директор,  Воробьев Александр

Как оптимизм влияет на результаты и успех

Екатерина Тимохина

Обустраивайте паузы

Глеб Архангельский

Александр Васильев: «Мода не может быть повседневной»

Анна Натитник

Соискателям, предпринимателям и руководителям, стремящимся к продвижению по карьерной лестнице, приходится действовать в условиях максимальной неопределенности. Чтобы добиваться успеха, им нужно быть готовыми к непредвиденному и получать положительный результат за счет умения увидеть и увязать между собой составляющие общей картины. Другими словами, им важно развивать интуитивную прозорливость, серендипность, — способность не упустить счастливый случай, незапланированное благоприятное стечение обстоятельств, в которых можно успешно реализовать принимаемые на перспективу решения.

Как культивировать «продуманное везение»? Попробуйте расставлять «крючки» и закладывать «мины». Эти две техники помогут в любой момент привлечь себе на помощь силу серендипности. Вот как их можно применять.

Расставляем «крючки»

«Крючки» нужны для того, чтобы обратить на себя внимание окружающих и выяснить, чем они могут быть интересны для вас. Сначала нужно определить запоминающиеся или цепляющие темы для разговора в парке или в Zoom. При знакомстве с новыми людьми предприниматель Оли Барретт из Лондона расставляет несколько «крючков», чтобы ухватить потенциальные пересечения. На вопрос: «Чем вы занимаетесь?» — он говорит примерно следующее: «Моя главная страсть — помогать людям налаживать контакты, сейчас я занят в образовательном секторе, в последнее время стал задумываться о философии, а моя настоящая любовь — игра на фортепиано». В этом ответе четыре «крючка»: увлечение (соединять людей), профессиональная принадлежность (образование), интерес (философия) и любимое занятие в свободное время (игра на фортепиано). Если бы он ответил просто: «Я работаю в области образования», — у собеседников практически не было бы возможности совместить это со своим опытом. Зато установив несколько «крючков», он с большей вероятностью создает ситуацию, в которой в ответ может прозвучать что-то вроде: «Какое совпадение! Я подумываю создать компанию, специализирующуюся на установлении контактов и связей. Давайте это обсудим!» Когда есть за что зацепиться, окружающим проще обнаружить и обозначить то, что перекликается с их жизнью или поиском, и появляется больше шансов случайно отыскать что-то ценное. Создать такие «крючки» будет проще, если изложить свою историю прямо, ответив на вопрос, что важно для нас и что мы можем дать этому человеку, что было бы для него полезным.

Можно дать возможность обозначить какие-то зацепки и окружающим. Один из приемов — по-другому задавать вопросы и быть готовым к неожиданным ответам. Представьте, что вы участвуете в (виртуальной) конференции и знакомитесь с новым человеком. Можно на автопилоте спросить: «Чем вы занимаетесь?» Обычно вы тем самым загоняете собеседника в угол. А можно выбрать более широкую формулировку, например: «А вы над чем работаете?» или «А что сейчас на повестке у вас?» Такие наводящие вопросы могут привести к неожиданным открытиям, потому что вы оставляете второй стороне возможность тоже обозначить одну или несколько потенциальных зацепок.

«Крючки» можно расставлять не только в частной беседе, но и на мероприятиях, даже если вы не докладчик — например, можно взять слово в ходе обсуждения вопросов из зала (Q&A) и обратиться к спикеру: «Спасибо за воодушевляющее выступление. Как человек, недавно проходивший на собственном опыте [такие-то этапы] и ставящий перед собой [такие-то задачи], я до глубины души проникся тем, что вы сказали [по такому-то вопросу]. Что бы вы посоветовали делать мне и тем, кто сегодня оказался в схожей ситуации?» Так вы всем присутствующим даете возможность оценить, насколько ваша история, жизнь и карьера перекликается с их историей, жизнью и карьерой. По моему опыту, в аудитории из пары сотен человек несколько участников обычно отреагируют на подобные слова и постараются вас разыскать: «Надо же! Я недавно столкнулся с такой же ситуацией».

Закладываем «мины»

Используя технологии и пространственный дизайн, чтобы обеспечивать соприкосновение с разными группами контактов, можно создавать целые контейнеры потенциальных возможностей — «мины» серендипности, как называет их Маттан Гриффель, предприниматель и внештатный преподаватель Колумбийского университета.

Одна из тактик — писать наудачу электронные письма интересующим вас людям. У меня есть несколько знакомых управленцев, которые это практикуют, и вы удивитесь, когда узнаете, насколько часто получатели этих непрошенных писем (например, руководитель, который намеревался расширять свою деятельность именно в том направлении, о котором говорится в электронном сообщении) на них отвечают, потому что обнаруживают общие интересы или причины для продолжения общения. Если не получается найти электронный адрес, можно попробовать написать в Twitter или использовать функцию InMail в сети LinkedIn (с ее помощью можно отправлять сообщения незнакомым пользователям). Во многих профессиональных сферах для налаживания связей очень полезно для начала обратиться к научным кругам. Контактные данные научных сотрудников часто указаны на сайте университета, они часто знакомы с ведущими представителями отрасли и не против представить друг другу нужных людей. Даже при наличии всей исходной информации, которую можно найти, набрав всего несколько символов на клавиатуре, мы не можем знать все о человеке, поэтому, когда вы закладываете такую «мину», вы создаете новые возможности. Эта почти безрисковая стратегия помогает расширить свою сеть контактов и подготовить почву для случайных счастливых находок. Даже если напрямую и сразу это ничего не даст, вы уже обозначили себя и теперь в поле зрения вашего собеседника (конечно, если он читает электронную почту!).

«Мины» серендипности можно закладывать и в организации. Один из традиционных способов — пригласить коллегу из другого подразделения или функционального направления на кофе или видеоконференцию. Руководители могут произвольно замыкать друг на друга разные звенья в коллективе, чтобы возник новый диалог и сотрудникам было легче справиться с разобщенностью, вызванной локдауном. Наши исследования показывают, что компании и инкубаторы разработали огромное количество подобных механизмов. К ним можно отнести итоговые совещания с разбором полетов (сотрудникам предлагается делиться идеями, которые не сработали и которые могут «пригодиться» в других контекстах). Где-то используют гибкую планировку пространства (например, размещают по соседству почтовые ячейки сотрудников из разных областей и функциональных направлений, чтобы создавать ситуации, когда они будут сталкиваться друг с другом). Все это будет обеспечивать возможности для счастливых случайных находок, особенно в условиях неопределенности.

Успех по наитию

Многие высшие руководители признают, что достичь их нынешнего положения им помог не только упорный труд и интеллект, но и некоторая доля везения. Тем не менее мы все можем прилагать гораздо больше усилий, чтобы создавать неожиданные возможности и находить точки соприкосновения с окружающими, которые могут быть полезны нам или которым можем быть полезны мы. Открытость к случайным непредвиденным находкам означает, что каждая ситуация в общении может стать началом нового пути — к обретению любви или дружбы, привлечению инвестора, развитию нового интересующего нас направления или получению новой работы.

Об авторе

Кристиан Буш (Dr. Christian Busch) — преподаватель, ведет программы лидерства, инноваций и предпринимательства в Нью-Йоркском университете (NYU) и Лондонской школе экономики (LSE). В NYU возглавляет программу глобальной экономики CGA (CGA Global Economy Program). Ранее в LSE был одним из директоров лаборатории инноваций и сотрудничества Innovation and Co-Creation Lab, является сооснователем Sandbox Network и Leaders on Purpose. Автор книги «The Serendipity Mindset: The Art and Science of Good Luck».