Почему успехи в бизнесе могут вызвать скуку и отчаяние | Harvard Business Review Russia
Профессиональный и личностный рост

Почему успехи в бизнесе могут вызвать скуку и отчаяние

Манфред Кетс де Врис
Почему успехи в бизнесе могут вызвать скуку и отчаяние
Olga Thelavart / Unsplash

Пол, участник моего семинара для руководителей высшего звена в INSEAD, сказал, что решил записаться на мою программу, потому что чувствовал себя потерянным. На первый взгляд, Пол был успешным и преуспевающим бизнесменом, однако многочисленные достижения на поприще предпринимательства больше не приносили ему чувства удовлетворения от жизни. В реальности он испытывал скуку и отчаяние.

Когда я предложил Полу поискать в своей жизни повторяющиеся паттерны, он вдруг осознал свою однобокость. Его жизнь была почти доверху заполнена работой. Из-за такого перекоса у него было множество деловых знакомств, а настоящей дружбы так и не случилось. Их союз с женой превратился в союз двух случайных соседей, а отношения с ней и детьми вряд ли можно было назвать близкими. На вопрос, мечтал ли Пол о другой карьере, он ответил, что когда-то хотел стать дирижером оркестра, но отец был против этой идеи.

Слушая Пола, я вспомнил об одном точном наблюдении Виктора Франкла, психиатра, пережившего Холокост: «Все больше людей сегодня имеют средства для жизни, но не видят цели, ради которой стоит жить». История Пола не уникальна. На своих семинарах я слышал множество ее вариаций. В какой-то момент само слово «жизнь» в нашем лексиконе заменяется на выражение «остаток жизни», и эта замена заставляет нас еще усерднее искать ответ на вопрос о цели нашего существования. Сталкиваясь с этим вызовом, мы упираемся в набор фундаментальных человеческих потребностей, которые и определяют наше восприятие смысла жизни. Я называю их пятью столпами смысла жизни.

Общность. Люди — социальные животные, и для большинства из нас смысл жизни коренится в теплых межличностных отношениях. Любые взаимоотношения, сопровождаются ли они радостью, отвращением, гневом или печалью, позволяют нам лучше понять себя и то, чего мы на самом деле хотим. Получая поддержку в прохождении разного опыта и преодолении различных препятствий, мы гораздо лучше с ними справляемся. Однако люди часто бывают очень одиноки, потому что вместо мостов они строят стены. История Пола явно говорит о том, что он недостаточно инвестировал в эту важную область своей жизни.

Цель. Для того чтобы процветать, людям нужно направление и цели, которых они хотели бы добиться. Те, у кого нет четкого понимания цели, не видят смысла в том, что они делают. По мере того как люди приближаются к концу определенного этапа своей жизни, они начинают страдать от отсутствия цели в будущем. Несмотря на то что в какой-то момент у Пола была четкая цель (он создал множество компаний), она постепенно теряла значимость ближе к окончанию активной фазы его карьеры — сколько еще компаний он мог бы создать?

Компетентность. Нашу идентичность во многом определяет то, чем мы занимаемся, и то, как мы распоряжаемся нашими уникальными талантами. Чувство компетентности дает нам уверенность в способности решать стоящие перед нами задачи и справляться с трудностями. Высокий уровень компетентности также предполагает частое пребывание «в потоке», когда мы полностью погружаемся в то, что делаем. Полу нравилось применять свои способности в финансовых вопросах, что отчасти и помогало ему находить смысл в своей карьере.

Полная версия статьи доступна подписчикам
Вы уже подписаны?
Тогда авторизуйтесь
советуем прочитать
Лояльность не главное
Aлан Лафли,  Роджер Мартин