Почему успехи в бизнесе могут вызвать скуку и отчаяние | Большие Идеи

・ Профессиональный и личностный рост
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Почему успехи в бизнесе могут вызвать скуку
и отчаяние

Что делать, если вы не видите смысла в своей жизни

Автор: Манфред Кетс де Врис

Почему успехи в бизнесе могут вызвать скуку и отчаяние
Иллюстрация: Olga Thelavart / Unsplash

читайте также

Революционный бизнес зрелой компании

Говиндараджан Виджай,  Крис Тримбл

Четыре причины, из-за которых вы не нашли работу своей мечты

Томас Чаморро-Премузик

Как Tesla, Under Armour и Sanos продвигают свои бренды

Расмус Бек Хансен

Кризис продолжается: что делать?

Яков Сергиенко

Пол, участник моего семинара для руководителей высшего звена в INSEAD, сказал, что решил записаться на мою программу, потому что чувствовал себя потерянным. На первый взгляд, Пол был успешным и преуспевающим бизнесменом, однако многочисленные достижения на поприще предпринимательства больше не приносили ему чувства удовлетворения от жизни. В реальности он испытывал скуку и отчаяние.

Когда я предложил Полу поискать в своей жизни повторяющиеся паттерны, он вдруг осознал свою однобокость. Его жизнь была почти доверху заполнена работой. Из-за такого перекоса у него было множество деловых знакомств, а настоящей дружбы так и не случилось. Их союз с женой превратился в союз двух случайных соседей, а отношения с ней и детьми вряд ли можно было назвать близкими. На вопрос, мечтал ли Пол о другой карьере, он ответил, что когда-то хотел стать дирижером оркестра, но отец был против этой идеи.

Слушая Пола, я вспомнил об одном точном наблюдении Виктора Франкла, психиатра, пережившего Холокост: «Все больше людей сегодня имеют средства для жизни, но не видят цели, ради которой стоит жить». История Пола не уникальна. На своих семинарах я слышал множество ее вариаций. В какой-то момент само слово «жизнь» в нашем лексиконе заменяется на выражение «остаток жизни», и эта замена заставляет нас еще усерднее искать ответ на вопрос о цели нашего существования. Сталкиваясь с этим вызовом, мы упираемся в набор фундаментальных человеческих потребностей, которые и определяют наше восприятие смысла жизни. Я называю их пятью столпами смысла жизни.

Общность. Люди — социальные животные, и для большинства из нас смысл жизни коренится в теплых межличностных отношениях. Любые взаимоотношения, сопровождаются ли они радостью, отвращением, гневом или печалью, позволяют нам лучше понять себя и то, чего мы на самом деле хотим. Получая поддержку в прохождении разного опыта и преодолении различных препятствий, мы гораздо лучше с ними справляемся. Однако люди часто бывают очень одиноки, потому что вместо мостов они строят стены. История Пола явно говорит о том, что он недостаточно инвестировал в эту важную область своей жизни.

Цель. Для того чтобы процветать, людям нужно направление и цели, которых они хотели бы добиться. Те, у кого нет четкого понимания цели, не видят смысла в том, что они делают. По мере того как люди приближаются к концу определенного этапа своей жизни, они начинают страдать от отсутствия цели в будущем. Несмотря на то что в какой-то момент у Пола была четкая цель (он создал множество компаний), она постепенно теряла значимость ближе к окончанию активной фазы его карьеры — сколько еще компаний он мог бы создать?

Компетентность. Нашу идентичность во многом определяет то, чем мы занимаемся, и то, как мы распоряжаемся нашими уникальными талантами. Чувство компетентности дает нам уверенность в способности решать стоящие перед нами задачи и справляться с трудностями. Высокий уровень компетентности также предполагает частое пребывание «в потоке», когда мы полностью погружаемся в то, что делаем. Полу нравилось применять свои способности в финансовых вопросах, что отчасти и помогало ему находить смысл в своей карьере.

Контроль. Люди охотнее находят смысл в своем выборе, когда считают, что сделали его по доброй воле и он действительно зависел от них. Когда мы познакомились с Полом, он начал задаваться вопросом, решил он жениться потому, что действительно этого хотел, или потому, что в том возрасте все уже были женаты. То же ощущение, будто ему навязывают чужой выбор, Пол переживал и в отношении карьеры: предпринимательство, как сказано выше, не было его заветной мечтой.

Причастность к чему-то большему. Как гласит старинная греческая пословица, «общество становится великим, когда старики сажают деревья, зная, что никогда не присядут отдохнуть в их тени». Мы обретаем глубочайший смысл существования, когда выходим за рамки личных интересов и освобождаем внутри себя место для других людей, с которыми мы даже не связаны лично, когда мы целенаправленно присоединяемся к близкому сообществу и обществу в целом. Ясно, что причастность к чему-то большему не присутствовала на карте интересов Пола, он был слишком одержим успехом созданных им компаний.

Помня об этих пяти столпах, я задался вопросом, как я могу помочь Полу обрести смысл и направление на этом жизненном перекрестке? Предложить ему сосредоточиться на своих отношениях с женой и детьми, ведь чувство общности так важно для нашего благополучия? Или, может быть, с этим что-то делать уже поздно? Принимая в расчет его стабильное финансовое положение, посоветовать заняться чем-то еще — например, музыкой, раз это его изначальная страсть? Или стать покровителем искусств, чтобы объединить свое увлечение музыкой с желанием быть причастным к чему-то большему за счет помощи другим? Обретет ли Пол смысл жизни, почувствует ли, что управляет своей судьбой, внеся все эти изменения?

Экзистенциальный кризис, с которым он столкнулся, может стать великолепной возможностью для обучения новому. По-моему, Герман Гессе как-то сказал: «Я всегда полагал и полагаю так до сих пор, что какое бы событие ни выпало на нашем пути — хорошее или плохое, — мы всегда можем придать ему смысл и превратить его в нечто ценное». Преодоление трудностей и препятствий тоже наполняет нашу жизнь смыслом. Я с оптимизмом смотрю в будущее Пола: ему все еще открыты множество дорог для исследования нового и обретения смысла и направления в жизни. Выбор, однако, остается за ним.

Об авторе

Манфред Кетс де Врис (Manfred F. R. Kets de Vries) — консультант руководителей высшего звена, психоаналитик и специалист в области управления, заслуженный профессор развития лидерства и организационных изменений школы бизнеса INSEAD во Франции, Сингапуре и Абу-Даби. Его последняя книга — «Down the Rabbit Hole of Leadership: Leadership Pathology in Everyday Life».