«Чего вы кричите?»: что нужно знать о коучинге | Harvard Business Review Russia
Профессиональный и личностный рост

«Чего вы кричите?»: что нужно знать о коучинге

Андрей Шаронов
«Чего вы кричите?»: что нужно знать о коучинге
Фото: Kelly Sikkema / Unsplash

В культовом советском фильме «Бриллиантовая рука» есть сюжет, очень похожий на короткий сеанс коучинга: к герою Андрея Миронова, который, оказавшись на отмели вдали от берега, громко просит о помощи, подходит мальчик и задает всего один вопрос: «Дяденька, чего вы кричите?» и уходит в сторону берега. Никаких советов, рекомендаций, только вопрос. Но этого оказывается достаточно, и герой Миронова сам решает свои проблемы.

Последние несколько лет в России (а в мире уже несколько десятилетий) набирает популярность такое явление, как коучинг. Я довольно часто сталкиваюсь с тем, что люди при встречах, на визитках, в живых и онлайн-конференциях называют себя коучем. Посмотрите, например, участников какой-нибудь дискуссии в модном Clubhouse, и вы обязательно обнаружите несколько коучей и менторов, которые, как правило, предлагают свои недешевые услуги по улучшению имиджа, настроения, компетенции, отношений, карьеры, жизни и т. д. Купиться на это довольно легко, даже если вы отягощены многочисленными образованиями, потому как нам всем хочется кратких путей к успеху.

Если идти от определения, коучинг — метод тренировки, в процессе которой человек, называющий себя коучем (тренером), помогает обучающемуся достичь некой жизненной или профессиональной цели. В отличие от менторства (тоже очень популярного понятия), коучинг сфокусирован на достижении четко определенных целей вместо общего развития.

Слово «коуч» (coach) происходит от названия повозки, этим же словом называют автобус, вагон, кучера, тренера, инструктора. Слово «ментор» (mentor) на русский чаще всего переводится как наставник. Мне приходилось сталкиваться и с другой трактовкой (которая мне ближе): ментор помогает обучающемуся (или менти) именно в профессиональном/компетентностном развитии и делает это, как правило, бесплатно, в порядке шефской помощи, чаще всего, на рабочем месте, в то время как коуч помогает обучающемуся (или коучи) решить какую-то проблему, связанную с жизненной ситуацией, отношениями, личностным и профессиональным ростом, конфликтом, и делает это, как правило, платно.

Я услышал о коучинге гораздо раньше, чем решил попробовать, что это такое на практике. Меня не пугала, но смущала идея, что я в обмен на подробный рассказ о себе/своей проблеме или тайном желании получу действенный совет (или даже ответ!) от незнакомого человека. Это чуть отдавало шарлатанством. Но в 2016 году, обучаясь на лидерской программе в бизнес-школе INSEAD, я «прошел» через групповой и индивидуальный коучинг. Опыт оказался очень интересным и полезным и совсем не похожим на то, что рисовало мое воображение.

Во-первых, коуч совсем не выглядел и не пытался выглядеть всезнайкой, душеведом или магом, человеком с опытом работы во всех отраслях, культурах и уровнях управления. Одно из его главных и обязательных качеств — «свежая голова», что означает, что он не часть вашей проблемы. То, что вы близко (а лучше — совсем) не знакомы, является достоинством, а не недостатком.

Во-вторых (и это было очень неожиданно), коуч практически или почти не дает советов и ответов. Его главный инструмент — вопросы. Такой подход базируется на предпосылке, что каждый из нас уникален, и чужой опыт/советы не могут быть нами успешно воспроизведены, поскольку они возникли и оказались эффективными для другого человека, с другими качествами, обстоятельствами и в другое время. Только мы (про важные исключения скажу позже) знаем лучше других свою ситуацию/обстоятельства/проблему/возможности/недостатки, и коуч пытается через вопросы помочь нам прояснить все эти компоненты, связать их и найти варианты решения. То есть, мы не импортируем готовый ответ, а трудно (иногда безуспешно) ищем его в диалоге с коучем.

В-третьих, и это очень важно (это те самые упомянутые исключения), коуч помогает нам выявлять и отвечать на сложные вопросы. Думаю, что почти у каждого человека есть круг тем, которые нас волнуют, но у нас не хватает решимости, последовательности и свежего взгляда всерьез ими заняться. Мы избегаем их, поскольку имеем уже какой-то негативный опыт работы: мы не достигли результата, испытали дискомфорт, несостоятельность, унижение, мы поставили под угрозу важные отношения и даже свой авторитет. В итоге мы ходим по кругу: чувство неудовлетворенности и вес проблемы толкают нас на какие-то действия, но страх неудачи и отрицательных эмоций (уже испытанных нами в этой или похожей ситуации) останавливает нас. Здесь коуч может помочь нам по-новому взглянуть на эту проблему и (что важно!) на наше отношение к ней. Часто изменение отношения к проблеме дает нам новые силы и инструменты для ее решения, а иногда это приводит к пониманию, что это вовсе не проблема, и мы выскакиваем из этого порочного круга. Подобная работа с коучем может помочь нам увидеть, что мы ошибались в определении источника или природы проблемы и поэтому прилагали свои усилия в ложном направлении. Здесь взгляд «свежей головы» очень полезен.

Войдите на сайт, чтобы читать полную версию статьи
советуем прочитать
Ловушка опыта
Сидни Финкельштейн
Хочешь прибавить скорость? Притормози!
Аткинсон Том,  Дэвис Р. Джослин