«Отупеешь – я тебя выгоню» | Harvard Business Review Russia
Профессиональный и личностный рост

«Отупеешь – я тебя выгоню»

Владимир Моженков
«Отупеешь – я тебя выгоню»

От редакции. Зачем офисным сотрудникам читать, как их мотивировать на поиск новых знаний и есть ли от чтения и участия в образовательных программах польза для бизнеса? На эти и другие вопросы в своей книге «Ген директора: 17 правил позитивного менеджмента по-русски», которая в августе выходит в издательстве «Манн, Иванов и Фербер», отвечает Владимир Моженков, бизнес-тренер, бывший гендиректор и совладелец компании «Ауди Центр Таганка». Публикуем несколько интересных фрагментов из нее.

В 2010 году мне довелось побывать на конференции в Сан-Франциско, и там меня поразила озвученная кем-то из выступающих цифра. Как вы думаете, сколько в среднем читает американский предприниматель или менеджер с ежегодным доходом не ниже 1 миллиона долларов? 63 книги в год! По одному только менеджменту. Билл Гейтс, например, читает 60. А сколько прочитанных книг в год приходится в среднем на одного американца? Две книги! Думаю, в России этот показатель не сильно отличается в лучшую сторону.

Вот вам еще один ответ на вопрос, как люди достигают успеха. Все успешные люди много читают. Как сказал канадский писатель Робин Шарма, один из мировых гуру на тему лидерства и мотивации, «то, каким человеком ты станешь через пять лет, определят два основных фактора: люди, с которыми ты общаешься, и книги, которые ты прочитал».

Но читать можно по-разному... Книга способна поднять человека на новый уровень, а может вхолостую гонять всю жизнь по порочному кругу. И дело тут даже не в качестве самой книги, а в том, как человек относится к чтению.

Я беру книгу в руки с одной простой целью — почерпнуть оттуда хотя бы одну ценную идею и обязательно внедрить ее в свою жизнь или в свой бизнес. До Билла Гейтса мне пока далеко, мой минимум — 40 книг в год, но даже 40 книг — это уже 40 идей, которые могут изменить мою жизнь и мой бизнес к лучшему. Мощнейшая сила.

Вернувшись из Сан-Франциско, я созвал у себя в компании собрание всего менеджмента.

— Друзья! У меня для вас хорошая новость. Сегодня мы первыми в России внедряем у себя в компании книжный KPI.

Счастья на их лицах я, конечно, не увидел. В помещении повисла пауза, как в школьном классе, когда учитель собирается озвучить домашнее задание.

— Работник фронт-офиса должен теперь читать минимум 18 книг по менеджменту в год. Продавец — 24. Руководитель — не менее 30. Покупать ничего не надо, мы создадим на предприятии «Библиотеку успеха», там будут все новинки — приходи и бери.

Разумеется, сразу встал вопрос о том, как проверять, действительно человек читает или только узнает содержание книги из «Википедии». Не будешь ведь каждого сотрудника вызывать к доске или заставлять писать изложение на тему прочитанного. Но если ты и правда хочешь добиться того, чтобы твоя компания стала читающей, нужно не контролировать, а стимулировать. Способов очень много, и все они просты. Для начала я, например, стал при каждом удобном случае неожиданно задавать сотрудникам вопрос... «Что читаешь?» На совещаниях, докладах, даже в коридоре во время приветствия. Если человек врет, это сразу видно. Статью из «Википедии» надо вспомнить, подобрать нужные слова, че- ловек на несколько секунд зависает, мычит, прячет глаза — никакого детектора лжи не нужно. А уж несколько наводящих вопросов сразят даже самого искусного имитатора. Если же ты и правда прочитал книгу да сделал для себя какие-то серьезные открытия — за словом в карман лезть не нужно: глаза горят, примеры сыплются один за другим, человек с тобой на одной волне — какие еще нужны доказательства?

Разумеется, поначалу все читали какую-нибудь «белиберду».

— Валентин Пикуль, «Крейсера», — ответил однажды на мой вопрос руководитель отдела Андрей Рахманин.

— Хорошо. А что внедрил?

— А что тут можно внедрить? Это ведь про корабли. А мы машинами торгуем.

— А зачем тогда читал?

— Так вы же сами сказали.

— Андрей, отупеешь — я тебя выгоню. Ты же не капитан подводной лодки, а топ-менеджер дилерского центра. Значит, и читать нужно про менеджмент, маркетинг, бизнес-процессы.

— Да? А что вы сами посоветуете?

В девяностые годы к нам с Запада хлынул вал второсортной деловой литературы типа «Стань миллиардером за тридцать дней». Вреда от таких книг было больше, чем пользы. Но лет пятнадцать назад появились издательства, которые стали специализироваться на действительно хорошей переводной литературе. Это сильно облагородило российскую бизнес-среду, привило вкус к серьезным задачам, научило предпринимателей и менеджеров говорить на одном языке с коллегами по всему миру. Сегодня в любом крупном книжном магазине хороших книг для менеджера — великое множество. Классика мировой бизнес-литературы почти вся переведена. А в последние лет пять у читателей и издателей проснулся интерес и к нашим собственным историям успеха...

Сегодня главная проблема не найти знания, а привить своим сотрудникам интерес к ним, научить свою компанию учиться. Делать это следует ненавязчиво, но настойчиво... Но книги — лишь один из инструментов, которые помогают привить сотрудникам главный навык менеджмента — вкус к собственному развитию...

советуем прочитать
Войдите на сайт, чтобы читать полную версию статьи
советуем прочитать
Завлекайте покупателей высокими ценами
Ватье Люк,  Марко Бертини
Как видят мир великие люди
Адам Бранденбургер