Не бойтесь переносить дедлайны | Большие Идеи

・ Управление временем
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Не бойтесь
переносить дедлайны

Почему сроки выполнения задач должны быть гибкими

Авторы: Грант Доннелли , Жевон Юн , Эшли Уилланс

Не бойтесь переносить дедлайны
Иллюстрация: C.J. BURTON/GETTY IMAGES

читайте также

Почему так много некомпетентных мужчин становятся руководителями?

Томас Чаморро-Премузик

Герман Греф: «Русский стиль менеджмента неэффективен, но результативен»

Марина Иванющенкова

Приемы продуманного завершения собрания

Пол Аксель

Почему брать на работу выпускников престижных вузов не всегда выгодно

Василь Тарас,  Гришма Шах,  Марьяна Гункель,  Эрнесто Таволетти

Дедлайны — один из главных источников стресса на работе. Однако в реальности сроки часто бывают не такими жесткими. Например, начальник просит вас подготовить предложение по долгосрочному проекту к пятнице, хотя сам планирует посмотреть его не раньше вторника. Можно ли избежать паники и перегрузок, просто попросив чуть больше времени (когда это необходимо)? Принято считать, что перенос сроков плохо сказывается на работе и может показаться признаком непрофессионализма, однако мы знаем относительно мало исследований, посвященных тому, как просьба об отсрочке на самом деле влияет на происходящее.

Чтобы глубже разобраться в теме, мы провели 10 экспериментов и опросили около 10 тысяч рядовых сотрудников и их начальников из США. Мы обнаружили, что вне зависимости от профессии просьба об отсрочке для выполнения задачи в среднем воспринималась начальством положительно, к тому же это снижало уровень стресса сотрудников и положительно сказывалось на результатах работы. В ходе одного из опросов с участием 191 специалиста мы обнаружили, что просьбы об отсрочке удовлетворялись в 95% случаев.

Однако сами сотрудники редко просят дать им чуть больше времени, даже когда дедлайн вполне можно перенести (например, когда начальник открыто говорит: «Если вам потребуется больше времени, просто скажите об этом»). Когда мы спрашивали людей, какова вероятность того, что они попросят об отсрочке в ситуации, если сроки поджимают, но их вполне реально передвинуть, только 1 из 10 сотрудников ответил, что рассматривает такую возможность.

Участники нашего исследования, особенно женщины, переживали о том, что, если они попросят продлить срок выполнения задачи, начальство решит, что они некомпетентны или недостаточно мотивированы. Однако начальники, наоборот, воспринимали просьбу об отсрочке — вне зависимости от того, исходила она от мужчины или от женщины — как признак, что эти люди мотивированы больше других. Сотрудник считался менее компетентным, только если просил об отсрочке выполнения по-настоящему срочного задания.

Почему женщины реже просят об отсрочке

Мы провели дополнительный опрос 600 сотрудников компаний США из 22 различных областей, чтобы проанализировать гендерные различия в ситуации, когда речь идет о просьбе об отсрочке дедлайна. В ходе опроса мы просили мужчин и женщин мысленно представить, что начальник поручил им задачу со сроком исполнения до конца недели, а затем оценить, какова вероятность того, что они попросят об отсрочке дедлайна. В результате мы обнаружили, что по сравнению с женщинами сотрудники мужского пола почти в два раза чаще готовы просить о переносе срока исполнения.

Почему? Несмотря на то, что мужчин тоже беспокоит, что о них подумает начальник, женщины гораздо сильнее боятся, что начальник строго осудит их за просьбу об отсрочке. Чтобы понять, соответствуют ли эти опасения реальности, мы попросили 800 менеджеров оценить сотрудников мужского и женского пола, просивших предоставить им больше времени для выполнения задания. Оказалось, что руководители не делают разницы в оценке сотрудников обоих полов, что позволяет предположить, что опасения женщин могут быть значительно преувеличены.

Конечно, здесь есть одна оговорка: хотя единоразовая просьба об отсрочке не заставит руководителя хуже думать о сотруднице, в целом просьбы женщин о продлении срока выполнения задач могут подтвердить мнение руководителя о том, что женщины более ориентированы на семью и менее привержены работе, чем мужчины. В ходе качественного исследования, проведенного с помощью американских консультантов, выяснилось, что руководители охотнее соглашаются на просьбы женщин об изменении графика в связи с родительскими заботами, однако те же руководители считают женщин, обращающихся с подобными формальными просьбами, в целом менее мотивированными на работу.

Серьезные опасения женщин о том, что их строже судят за просьбы об отсрочке, могут быть связаны с тем, что они чувствуют себя менее уверенными на своих рабочих позициях и более социально ориентированы. Опрошенные нами женщины чаще соглашались с такими утверждениями, как «Я не знаю, как моя карьера будет развиваться в этой компании» и «Принимая решение, я обращаю внимание на потребности и чувства других людей», что, в свою очередь, объясняет, почему они реже готовы просить об отсрочке, чем мужчины.

Проблема в том, что такое нежелание просить о переносе срока связано с большим стрессом и переутомлением среди сотрудниц. В ходе исследования женщины чаще соглашались с такими утверждениями: «В последнее время я постоянно тревожусь» и «На работе я все время чувствую себя уставшей».

Нежелание просить об отсрочке также негативно сказывается на производительности труда женщин. В ходе одного эксперимента мы попросили 103 студентов бизнес-школы написать эссе и назначили гибкий срок сдачи работы: если студенту требовалось больше времени, он мог написать инструктору на электронную почту и попросить об отсрочке без всяких последствий. И снова студенты мужского пола в два раза чаще, чем студентки, просили о продлении срока сдачи. Преподаватель оценивал работы, не зная, кто их написал. Работы студентов, потративших больше времени, оказались лучше написаны и получили более высокие оценки по сравнению с остальными.

Как руководители могут помочь сотрудникам

Просьбы об увеличении срока исполнения задачи с гибким дедлайном положительно сказываются на производительности труда и уровне удовлетворенности сотрудников и могут оказаться особенно полезны для женщин, которые часто загружены даже больше, чем мужчины. Сотрудницы выполняют больше задач, не связанных с продвижением по службе, редко делегируют и, как правило, несут на себе больше домашних обязанностей, чем их коллеги-мужчины.

Есть несколько стратегий, с помощью которых руководители и их сотрудники могут внушить команде мысль о том, что просить об отсрочке в случае необходимости — это нормально.

Говорите сотрудникам, которым нужно больше времени, что они не одиноки в своих запросах. Просьбы об отсрочке часто выражаются в частном порядке, например, по электронной почте или во время личной беседы. В результате сотрудники недооценивают, насколько часто руководители сталкиваются с подобными ситуациями. Открытая демонстрация частоты таких запросов станет простым и мощным способом снизить беспокойство сотрудников как мужского, так и женского пола о том, что именно им окружающие будут приписывать недостаток компетентности и мотивации.

Демонстрируйте, что вы и сами иногда просите о переносе дедлайна. Еще один эффективный способ сделать такие просьбы нормой — будучи руководителем, публично просить об отсрочке дедлайна, чтобы обдумать и завершить работу. Например, скажите: «Я хотел бы уделить больше времени и внимания вашему предложению». Так руководители помогут сотрудникам обоих полов увереннее просить об отсрочке в ситуации, когда им нужно больше времени для выполнения задач.

Заранее уточняйте, является ли дедлайн гибким. Часто бывает неясно, действительно ли назначенный дедлайн — это крайний срок, и сотрудники не знают, можно ли его переносить. Столкнувшись с такой неоднозначной ситуацией, люди, которые чувствуют себя не слишком уверенно (чаще это относится к женщинам), могут сделать неверный вывод из соображений предосторожности и не станут просить об отсрочке. Распределяя задачи, руководители должны четко указывать желаемый срок исполнения и возможность его переноса. Если вы пишете сотруднику ночью, рано утром или на выходных, обязательно поясните, почему вы выходите на связь в неурочные часы и нужен ли вам немедленный ответ. Эти простые действия помогут сотрудникам обоих полов эффективнее распоряжаться своим временем и легче просить о переносе дедлайна в тех ситуациях, когда это необходимо.

Стресс, связанный со сроками исполнения задач, — одна из ключевых проблем современных организаций. Перегруженные сотрудники чувствуют себя менее счастливыми и здоровыми и чаще увольняются. Этот стресс сильнее сказывается на женщинах, которые, как правило, выполняют больше неинтересных задач и несут на себе больше обязанностей вне работы. Поощрение сотрудников, и особенно женщин, к просьбам об отсрочках при необходимости снизит риск выгорания и создаст более здоровую рабочую атмосферу.

Об авторе

Жевон Юн (Jaewon Yoon) — аспирант Гарвардской школы бизнеса. Ее исследования посвящены коммуникациям и обратной связи.

Эшли Уилланс (Ashley Whillans) — доцент Гарвардской школы бизнеса.

Грант Доннелли (Grant Donnelly) — доцент кафедры маркетинга и младший сотрудник в Институте устойчивого развития при Университете штата Огайо. Получил докторскую степень в области делового администрирования в Гарвардской школе бизнеса в 2018 году.