Четыре совета для работающих отцов | Большие Идеи

・ Управление временем
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Четыре совета для
работающих отцов

Как совмещать руководство компанией с воспитанием детей

Автор: Джеймс Судаков

Четыре совета для работающих отцов
Фото: Tim Mossholder / Unsplash

читайте также

На службе цифр и улыбок: как меняются сервисные центры в XXI веке

Ринат Нигматуллин

Легко ли быть трудоголиком?

Рамараджан Лакшми,  Эрин Рейд

Почему голосовые помощники должны перестать притворяться людьми

Дэвид Вайнбергер

Собирайте и используйте знания!

Диксон Нэнси,  Пью Катрина

Как и большинство из нас, я много думаю о том, как сбалансировать мои рабочие обязанности с домашними. В нашей семье растет четверо детей. Я считаю неправильным добиваться профессионального успеха за счет близких, но полноценное участие в жизни семьи не должно мешать руководить бизнесом.

С проблемой баланса рабочей и семейной жизни сегодня сталкиваются многие родители. Я прочувствовал ее так хорошо, что написал об этом книгу. Но в процессе мне постоянно приходилось слышать один и тот же вопрос: «Неужели мужчин волнует баланс рабочей и семейной жизни?»

По данным Центра работы и семьи Бостонского колледжа, одной из организаций, изучающих меняющуюся роль, которую играют мужчины дома и на работе, ответ на этот вопрос — однозначно «да». Согласно недавнему исследованию Центра, мужчины переживают не меньше конфликтных ситуаций, связанных с выбором, которой приходится делать между работой и семьей, чем женщины. Исследование продемонстрировало, что несмотря на желание продвинуться по карьерной лестнице среди 80-90% миллениалов, имеющих семью, всего 4% согласились бы пожертвовать личным и семейным временем ради карьерного роста. Опрошенные мужчины назвали баланс между работой и личной жизнью основным фактором успеха и третьим по важности критерием при выборе работы. (Женщины поставили этот фактор на первое место.)

Как мужчины могут достичь правильного баланса, если хотят строить карьеру и уделять время семье? Я побеседовал с пятью мужчинами, занимающими высшие руководящие должности и имеющими семьи, о том, что они советуют другим мужчинам, работающим у них. Опрошенные занимают разные должности: CEO, президента, директора по персоналу, исполнительного вице-президента/генерального менеджера и исполнительного директора. Их семьи отличаются количеством и возрастом детей: у одного из них трое маленьких детей, у двух — школьники младших классов, у одного — подростки и еще у одного трое взрослых детей. Во всех наших разговорах были затронуты четыре общие темы.

Находите время для мелочей

Многие лидеры считают, что для соблюдения баланса между работой и личной жизнью достаточно принять участие в таких событиях, как дни рождения, праздники, выпускные и поездки в Диснейленд. Но опрошенные мной пять руководителей считали участие в этих событиях необходимым, но недостаточным условием. На их взгляд, куда важнее множество повседневных взаимодействий. Больше всего им запомнились поездки с ребенком в школу, к врачу и прогулки недалеко от дома.

Один из моих собеседников, который именно так проводил время со своими дочерями, когда они были маленькими, рассказал, что у него в голове «как будто прокручивается тысяча небольших видео». Он по-прежнему сам ежедневно отвозит своих дочерей в школу, и это не мешает его карьере. Наоборот, это позволяет ему быть лидером и ни о чем не сожалеть, когда он находится в офисе.

Определитесь с тем, что действительно срочно

Работа может быть срочной, и часто на то есть веские причины. Но один из опрошенных мной руководителей рассказал историю из тех времен, когда он еще не стал большим начальником, а дети были маленькими. Если он не был в командировке, то каждый вечер, вернувшись домой с работы, купал детей и укладывал их спать, а затем ужинал в одиночестве ужинал и возвращался к электронной почте. Прозрение наступило, когда жена «слегка отругала» его за эту привычку, и он задумался, почему не откладывает работу до утра.

Он понял, что большая часть дел может совершенно безболезненно подождать, и это нельзя расценивать как скрытую прокрастинацию. И он, и все другие руководители, с которыми я беседовал, говорили о том, как важно для их карьеры делать все важные дела вовремя. Но существует такое понятие, как «искусственная срочность», и именно оно может стать главным препятствием на пути к достижению баланса.

Устанавливайте границы

Роль лидера может полностью поглощать вас. Если вы занимаете высшую должность, значит заслужили привилегию нести высокую степень ответственности, и от нее никуда не деться. Но все мужчины, с которыми я беседовал, подчеркнули необходимость устанавливать границы. Один из них решил, что будет тренировать все три спортивные команды своих сыновей. Другой сделал своим приоритетом семейные ужины в рабочие дни, хотя культура компании предполагала работу допоздна и личное общение с коллегами.

Правила, установленные этими мужчинами для себя, отличались деталями. Но было кое-что общее: они ясно дали понять коллегам, что есть время, когда работа и семья не могут пересекаться и мешать друг другу. Они специально защищали это время, чтобы в него не прокралась работа. В своей книге я называю этот прием «безжалостной изоляцией». Для меня это означает выделять в течение недели сегменты по полдня, предназначенные для семьи. В это время я не отвечаю на рабочие звонки и не проверяю электронную почту.

Ставьте цели

Все мужчины, с которыми я говорил, называли последовательность важным фактором успеха как дома, так и на работе. На работе они последовательно руководят и управляют своими командами, выполняя поставленные цели и обязательства. В большинстве семей отсутствуют такие же точные метрики производительности, как KPI в бизнесе, но вы можете создать их для себя и принимать больше участия в воспитании детей. Такие цели могут быть очень простыми. Например, вы можете для начала решить, сколько раз в неделю вы будете ужинать с семьей или подвозить детей в школу. Я тщательно планирую такие вещи в собственной жизни, потому что это помогает точно определить, где и как я хочу провести часы каждого дня.

Один из руководителей, с которым я говорил — разведенный и женатый второй раз — жаловался, что в первом браке нерегулярно проводил время дома. По его мнению, причина развода кроется именно в этом. Женившись во второй раз, он внес изменения в свой график. Теперь он в первую очередь отвечает на звонки детей, а не с работы, и планирует основные деловые встречи, принимая в расчет школьный календарь своих детей. Еще один руководитель рассказал мне, что на его «лучшей работе за всю жизнь» он был вынужден еженедельно пересекать США от побережья до побережья. Но поскольку такой график делал его семейную жизнь слишком непредсказуемой, он отказался от нее в пользу другой должности, которая позволяла ему регулярно бывать дома. Третий объяснил, что, чаще бывая дома, он может лучше поддерживать дисциплину у детей. Когда он проводил с ними время нерегулярно, то предпочитал развлекать их. Бывая дома чаще, он почувствовал себя более полноценным родителем и ввел определенные правила.

Если взглянуть на все эти истории вместе, станет ясна объединяющая их идея. Чтобы жить полной жизнью отца и профессионала, мужчинам необходимо специально принимать решения, связанные с балансом между работой и семейной жизнью, и придерживаться их.

Об авторе. Джеймс Судаков (James Sudakow) — автор книги «Out of the Blur: A Delirious Dad’s Search for the Holy Grail of Work-Life Balance» (Purple Squirrel Media, 2018), в которой он рассказывает об истории создания и управления бизнесом и воспитании детей.