«На самом дне»: что делать, если вы снова умираете на работе | Большие Идеи

・ Управление временем
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

«На самом дне»: что делать, если вы снова умираете
на работе

Почему поиском баланса между работой и личной жизнью нужно заниматься все время

Авторы: Иоана Лупу , Майра Руис-Кастро

читайте также

Беседа с Робертом Моррисом о книгах по бизнесу

Бьюканан Ли

Саммит Digital Branding с «Harvard Business Review – Россия»

Чтобы справиться с неприятными воспоминаниями, их нужно записать

Манфред Кетс де Врис

Правильный выбор клиента — залог успеха

Саймонс Роберт

Несмотря на красноречивые свидетельства того, что переработки могут вредить и сотрудникам, и работодателям, многим специалистам пока не удается отбросить предубеждения относительно режима работы и глубоко укоренившейся привычки работать как можно больше. Что же нужно для того, чтобы освободиться от этих нездоровых сценариев и достигнуть более устойчивого и эффективного баланса между рабочими и личными задачами?

Чтобы изучить этот вопрос, мы провели почти 200 углубленных интервью с 78 специалистами из двух международных лондонских фирм — юридической и бухгалтерской. Мужчин и женщин среди них было поровну. Большинство из них старше 30 и моложе 50 лет, воспитывает хотя бы одного ребенка и занимает руководящую должность среднего или высшего уровня.

В большинстве оказались респонденты, описавшие свою работу как трудоемкую, изнурительную и хаотичную и, по-видимому, считавшие само собой разумеющимся, что переработки необходимы для профессионального успеха. Однако около 30% опрошенных мужчин и около 50% опрошенных женщин, судя по всему, сознательно стараются не допускать перегруженного графика. Они описали ряд выработанных ими стратегий сохранения более здорового соотношения между рабочим и личным временем. Хотя все эти стратегии отличались друг от друга, наше исследование позволяет предположить, что неуклонно менять к лучшему свой режим работы и образ жизни этой группе профессионалов помогает один и тот же ментальный процесс.

В общих чертах наше исследование показало, что для достижения равновесия важна рефлексия — или готовность критически переоценивать свои убеждения и работать над осознанностью, — и умение переопределять свою роль. Важный момент: мы пришли к выводу, что эта схема должна использоваться не однократно, а циклично по мере изменения жизненных обстоятельств и приоритетов. Этот цикл состоит из пяти этапов.

1. Сделайте паузу и осознайте несоответствия

Сделайте шаг назад и спросите себя: «Что сейчас вызывает у меня стресс, душевный разлад или неудовлетворенность? Как эти обстоятельства влияют на мою результативность и вовлеченность в работу? Как они воздействуют на мою личную жизнь? Что я ставлю на первое место? Чем я жертвую? Что я упускаю?» Вы сможете заняться этими факторами только после того, как сделаете паузу и распознаете их.

Например, Майя, старший юрист в адвокатской фирме, несколько лет отдавала работе очень много сил и в какой-то момент почувствовала, что оказалась, по ее словам, на самом дне. Только тогда она смогла признать, сколько вреда приносили ее семье, ее психическому и физическому здоровью переработки:

«Я работала допоздна. <…> Ужасный был период. <...> Думаю, для меня это был поворотный момент. Я решила, что не буду больше так делать, что это нелепо. Так что, пожалуй, именно тогда я действительно сделала шаг назад».

Аналогично, Кейт, партнер в другой юридической фирме, рассказала нам, что вскоре после рождения сына ее мировоззрение полностью перестроилось. Она признала, что, как бы крепко ни сидела в ее сознании идея «надо работать, надо работать, надо работать», для нее невозможно было игнорировать «нестыковку» между этой мыслью и ее новой личной задачей — материнством. Это судьбоносное событие стало для нее тем самым необходимым импульсом, чтобы сделать шаг назад, увидеть несоответствие между режимом работы и ее личным приоритетами и признать привычку работать допоздна неприемлемой.

Конечно, все опрошенные нами специалисты живут в напряженном графике. Многие отмечали, что у них обычно нет времени и сил остановиться и отрефлексировать свое состояние, и они даже благодарили нас за возможность наконец это сделать в процессе интервью. Обычно катализаторами для таких озарений выступают важные изменения в жизни — рождение ребенка или смерть близкого человека. Однако сделать паузу и начать переосмысление своих приоритетов можно в любой момент. И хотя у некоторых профессионалов может не быть никаких проблем, вызванных переработками, каждому, кто пытается что-то изменить в своей работе и жизни, полезно уделить время обдумыванию этих вопросов и понять, на какие компромиссы приходится идти (намеренно или нет).

2. Обращайте внимание на свои эмоции

Осознав ситуацию, оцените, какие чувства вызывает у вас текущее положение дел в вашей жизни. Спросите себя, ощущаете ли вы себя энергичным, состоявшимся, довольным человеком. Или вы раздражены, возмущены, печальны? Например, один из наших респондентов рассказал, как к нему пришло осознание того, что несбалансированное соотношение между его рабочими и личными задачами порождает не самые радостные переживания:

«Невыносимо думать, что столько ценного времени у нас отнимает то, что не является самым главным в жизни. Это переживается еще острее, когда кто-то знакомый умирает или узнает, что неизлечимо болен». (Тобиас, директор по аудиту)

Рациональное осмысление решений и приоритетов, определяющих ход вашей жизни, имеет большое значение, но не менее важно осознавать свои эмоции, уметь понять, какие чувства вызывает у вас та или иная ситуация. Бдительность к своему эмоциональному состоянию необходима, чтобы определить, какие изменения в профессиональной и частной жизни вам нужны.

3. Переоценивайте приоритеты

Повышение осознанности и внимательное отношение к своим чувствам дает вам необходимые инструменты, чтобы увидеть общую картину своей жизни и определить, в каких изменениях нуждается ваша система приоритетов. Спросите себя: «Чем я готов пожертвовать и на какое время? Если, например, для меня работа важнее семьи, почему я считаю нужным расставлять приоритеты именно так? Это действительно необходимо? Это правда неизбежно? О чем я уже сожалею и о чем буду сожалеть, если и дальше пойду этим путем?»

Часто наши приоритеты меняются быстрее, чем наши повседневные привычки в распределении времени. Те из участников исследования, у которых лучше получалось выстраивать баланс между рабочими и личными задачами, сознательно меняли эти привычки так, чтобы они соответствовали их истинным целям. Один участник рассказал, что не перестал считать себя профессионалом, но переосмыслил свое отношение к работе, чтобы лучше приспособить свой образ жизни к другим своим важным ролям — например, к родительству:

«Чем лучше я понимаю, что в жизни действительно важно — а это на самом деле не работа, — тем яснее для меня относительная важность профессиональной деятельности. Я все еще получаю много удовольствия и других приятных вещей от работы, но раньше она была для меня всем, а теперь занимает меньше половины моей жизни». (Дэн, директор по аудиту)

4. Взвесьте свои альтернативы

Не торопитесь принимать решения, сначала обдумайте, какие аспекты вашей профессиональной и частной жизни можно изменить, чтобы привести их в более полное соответствие с вашими приоритетами. Все ли вас устраивает в вашем режиме работы? Сколько времени вы бы хотели проводить с семьей или тратить на хобби? Как отметил один из наших участников, улучшение ситуации требует времени и экспериментов:

«Пожалуй, я только теперь, когда моему сыну уже два года, пришел к пониманию того, “как это работает”, как держать равновесие между работой и жизнью. Много времени это заняло, больше, чем мне хотелось бы, но я все-таки добился своего». (Майкл, директор по аудиту)

5. Внедряйте изменения

Теперь, когда вы осознали свои приоритеты и тщательно взвесили возможности для улучшения ситуации, пора действовать. Изменения могут быть гласные, то есть очевидным образом влияющие на ожидания ваших коллег (например, переход на должность, отнимающую меньше времени или позволяющую перейти на сокращенную рабочую неделю), или негласные, когда вы частным образом перестраиваете свою профессиональную деятельность, возможно, не пытаясь изменить ожидания своих коллег. 

В ходе нашего исследования мы обнаружили, что и гласные, и негласные изменения могут оказаться эффективной стратегией, если последовательно их придерживаться. Негласно можно установить какие-то ограничения для себя. Можно, например, отказаться от работы по вечерам, по выходным и в праздники и соблюдать это правило или не соглашаться на какие-то задачи, которые обычно относят к вашим должностным обязанностям (например, новые проекты или командировки), даже если вас попытаются переубедить. В случае гласных изменений вместо того, чтобы просто сообщить непосредственному руководителю, что вы хотите больше выходных или гибкий график, лучше заручитесь поддержкой ключевых менторов, партнеров и коллег или, еще лучше, подайте официальное заявление о переходе на другую внутреннюю должность. Это даст вам больше шансов добиться устойчивых изменений.

***

Важный момент: перечисленные выше пять этапов составляют не однократную меру, а, скорее, цикл постоянного переосмысления и совершенствования. Тем, кто находится под гнетом всепоглощающей культуры переработок, особенно трудно избежать возврата к прежним привычкам (осознанного или неосознанного). В ходе наших интервью мы выяснили, что настоящих изменений добиваются те, кто никогда не забывает делать паузы, налаживать контакт со своими эмоциями, переосмыслять свои приоритеты, оценивать альтернативы и внедрять изменения на всем протяжении своей жизни и карьеры.

* Имена в тексте изменены из соображений конфиденциальности.

Об авторах

Иоана Лупу (Ioana Lupu) — доцент в бизнес-школе ESSEC. Изучает проблемы переработок, трудоголизма и оценки производительности труда в наукоемких отраслях.

Майра Руис-Кастро (Mayra Ruiz-Castro) — старший преподаватель в Роухэмптонском университете (Великобритания). Занимается исследованиями на темы равенства в профессиональной и личной жизни.