Константин Анохин: Зарядка для ума | Большие Идеи

・ Управление временем

Константин Анохин: Зарядка
для ума

Автор: Фалалеев Дмитрий

Константин Анохин: Зарядка для ума

читайте также

Шесть ошибок риск-менеджмента

Дэниел Гольдстайн,  Марк Шпицнагель,  Нассим Талеб

Стабильность против динамизма

Макграт Гюнтер Рита

Интеллект или мошенничество

Джон Брокман

Драматургия и маркетинг: основные принципы

Алексей Каптерев,  Андрей Скворцов

Мозг — главный инструмент современного человека. На развитие интеллекта профессионал тратит массу усилий и времени — школа, вуз, степень МВА, курсы, тренинги... Но сейчас самой важной проблемой становится не отсутствие знаний или недостаток опыта, а неэффективность использования возможностей мозга.

Как выжать из своего интеллекта максимум, если нужно срочно решить задачу, а в голову, как назло, ничего не приходит? Как сохранить цепкую память, не дать ей ослабнуть, если каждый день на нас наваливается несчетное количество дел? Как, наконец, заставить мозг четко работать в условиях постоянного стресса? Все эти вопросы особенно актуальны для человека бизнеса, ведь несмотря на неврозы и хроническую усталость проблемы никуда не уходят, и он всегда должен быть в тонусе.

А поскольку речь идет о столь тонкой материи, как мозг человека, то ответы логичнее всего искать в сфере науки. Редактор «HBR — Россия» Дмитрий Фалалеев побеседовал с Константином Анохиным, членом-корреспондентом РАМН, завотделом системогенеза Института нормальной физиологии им. П.К. Анохина РАМН.

Деловому человеку приходится держать в голове огромное количество информации, и день ото дня ее становится все больше. Может ли сегодня наука сказать, сколько информации вмещает мозг?

Какое-то время назад известный нейрофизиолог Эдмонд Роллс создал функциональную модель гиппокампа — структуры мозга, которая отвечает за запоминание. Роллс рассчитал, что гиппокамп может хранить около 36 000 эпизодов. Но стоит ли доверять его оценкам — большой вопрос. Проблема в том, что до сих пор в науке о мозге нет общепринятой теории механизмов памяти, которая позволила бы надежно рассчитать этот показатель. Поэтому, если отвечать на ваш вопрос строго, то пока достоверных научных данных по этому поводу не существует.

Попробую сформулировать вопрос иначе: есть ли границы у человеческой памяти?

Видимо, наша память неисчерпаема.

На основании чего можно сделать такой вывод?

Прежде всего: бывают люди с безграничной памятью, и науке это известно. В целом это обычные люди, но они могут запоминать огромные объемы информации. Приведу пример. Русский психолог Александр Лурия многие годы наблюдал такого уникального человека — мнемониста Ш. Он мог запоминать бесконечные ряды бессмысленных слов, цифр, воспроизводить их в любом порядке, и его память не насыщалась.

Как он избавлялся от такого количества информации?

Это и было одной из главных его проблем. Он испробовал множество способов, но безрезультатно. В какой-то момент Ш. просто дал себе приказ забыть — и это сработало.

Но вы говорите о феноменальном человеке, а какими возможностями обладает память человека среднестатистического?

Канадский психолог Лайонел Стендинг провел интересный опыт со студентами. Он показывал им множество фотографий, одни — из числа уже увиденных, другие — новые. Участник эксперимента просто должен был показать на фотографию, которую узнал. Благодаря этому эксперименту было установлено, что объем памяти и обычных людей практически неисчерпаем. Студенты узнавали до 10 000 снимков, в среднем до 80— 90% от их общего количества. Возможно, объем памяти и больше, но Стендинг прекратил эксперимент — продолжать его было сложно чисто физически.

Наш мозг способен вместить огромное количество информации, но нередко возникают проблемы с ее извлечением из памяти. Скажите, а можно ли как-то воздействовать на этот процесс?

Некоторые способы были известны еще в Древней Греции. Извлекать информацию из памяти можно с помощью своего рода зацепок. Подобную систему выработал и мнемонист Ш. Пытаясь запомнить ряд бессмысленных слов, он представлял, скажем, Большую Никитскую и, мысленно идя по ней, расставлял эти слова по ходу движения. Когда Ш. нужно было их вспомнить, он представлял, как идет обратно, и «собирал» их.

Какие способы тренировки памяти существуют сегодня?

Основные мнемотехники, то есть системы тренировки памяти, построены на расширении ассоциативных рядов человека. Другими словами, существует некий ассоциативный каркас, на который сознательно «заякориваются» определенные детали. Постоянно практикуясь таким образом, даже человек с посредственной памятью может добиться хороших результатов.

На что нужно обратить особое внимание, тренируя память?

Во-первых, на детали — это уже тренировка внимания. Во-вторых, необходимо ассоциировать эти детали с хорошо известными человеку явлениями или предметами и потом через них добираться до искомого объекта. Думаю, на сегодня это самый эффективный способ тренировки памяти.

Существуют ли препараты, стимулирующие память? И насколько они эффективны?

Сейчас ведется активная работа по созданию таких препаратов. Поначалу исследования проводились в основном для лечения расстройств памяти при нейродегенеративных заболеваниях, например болезни Альцгеймера. Один из ее главных признаков — нарушение памяти, вплоть до ее полной потери, из-за гибели клеток в мозге стареющего человека. А поскольку в связи с улучшением качества жизни население развитых стран стареет, то это становится проблемой почти эпидемического масштаба. И если в ближайшие годы в этой области не будет подвижек, то, по прогнозам, к 2050 году пораженных болезнью Альцгеймера будет в три раза больше, чем сейчас, то есть десятки миллионов.

А для России эта проблема актуальна?

Да, по оценкам, этим заболеванием у нас страдает полтора миллиона человек

С течением времени память ухудшается. Это нормальный процесс?

С 40 лет у большинства людей память начинает ослабевать. Разумеется, это мешает профессиональной деятельности, снижает индивидуальные показатели. У одних этот процесс выражен более заметно, у других — менее. Сейчас только в США примерно у 30 миллионов человек отмечено такое возрастное ослабление памяти. А ведь это специалисты, которые находятся в расцвете сил и активно работают! Кстати, исследования показывают, что риск развития болезни Альцгеймера у людей, страдающих ослаблением памяти, в несколько раз выше, чем у остальных.

Как можно избежать преждевременного ослабления памяти или хотя бы затормозить этот процесс?

Прежде всего нужно вести активный образ жизни — и физически, и интеллектуально. Одно из основных положений профилактики болезни Альцгеймера — интенсивная интеллектуальная нагрузка. У людей, занимающихся умственной деятельностью, риск заболеть существенно меньше, чем у всех остальных. Но,

возможно, кроме тренировки, появятся и другие способы улучшения памяти. Мы уже говорили о препаратах для стимуляции памяти. Возможно, когда они появятся, люди начнут их принимать как витамины. И в этом, на мой взгляд, кроется серьезная угроза для общества.

По сути это будут наркотики?

Не в традиционном смысле слова. Но не исключено, что у людей может формироваться психологическая зависимость от веществ, улучшающих их память и интеллектуальные способности.

А когда появятся такие препараты?

Думаю, через несколько лет. Некоторые уже проходят клинические испытания.

Нынешние препараты для стимуляции памяти эффективны?

На фармацевтическом рынке масса подобных стимуляторов. Но оценить их эффективность сложно. Другое дело когнитивные энхансеры следующего поколения, которые прошли испытания на животных, — механизм их действия понятен, и можно говорить о научной обоснованности и эффективности.

Влияет ли на память стресс?

Стресс может и стимулировать, и подавлять память. Все зависит от того, о каком стрессе мы говорим. Если о кратковременном, сопровождающемся успехом, то такое возбуждение даже способствует запоминанию. Дело в том, что в первую очередь мы запоминаем вещи, которые имеют для нас эмоциональную значимость, а эмоции сами по себе уже определенный стресс. Постоянный же стресс ведет к ухудшению памяти.

Влияет ли на память сон? Если да, то как?

Недавние исследования показывают, что во сне активизируются те же группы клеток мозга, отвечающие за запоминание, что и во время бодрствования. Только функционируют они в холостом режиме, перерабатывая не новую внешнюю информацию, а следы событий прошедшего дня. Если человеку не давать спать (или будить его в определенной фазе сна), то он не сможет запоминать информацию столь же эффективно, как человек с нормальным сном. Так что, если хотите запоминать лучше, — спите вдоволь.

Во время Великой Отечественной войны для стимуляции умственной деятельности бойцам давали специальные препараты. Насколько они были эффективны?

Ученые давно пытались создать такие препараты. Раньше применялись препараты-психостимуляторы типа амфетамина. Еще в 1950-е годы студенты пробовали употреблять амфетамин, готовясь к экзаменам. Это позволяло им запомнить больше информации, чем они смогли бы в нормальном состоянии. Главный недостаток этих препаратов в побочных эффектах, не связанных с интеллектом и памятью. Кроме того, такие стимуляторы действуют не целенаправленно — с их помощью не добиться избирательности запоминания.

Понятно, что мозг человека развивается, растет. Но есть ли у этого процесса какие-то рамки?

Наш мозг, в отличие от большинства других органов, никогда не перестает развиваться, причем этот процесс связан с поступлением в него информации. Развитие мозга можно сравнить с формированием человека как профессионала. Теоретически человек мог бы стать, скажем, журналистом, адвокатом, но эти задатки у него не развиты — нет практики. После того как он получает образование и приобретает опыт, часть потенциальных способностей он теряет, но достигает профессионального мастерства в одной области. Так же и мозг может запоминать разные вещи, но если он специализируется на чем-то одном, некоторые его клетки и связи отмирают и человек становится неспособным к некоторым видам деятельности. А получая новую информацию, мозг вытягивает сам себя, как Мюнхгаузен из болота, на новый уровень развития.

До какого возраста продолжается это развитие?

До самой смерти. Конечно, процесс развития мозга гораздо интенсивнее идет

в молодости, но опыты показывают, что и мозг 70-летнего человека растет и изменяется под влиянием нового опыта. Группа шведских и американских ней-робиологов недавно обнаружила, что новые нейроны рождаются в мозге человека до глубокой старости.

Бизнес хотел бы получить возможность тестировать человека, его реакции и возможности. Одна из распространенных форм такого тестирования — проверка с помощью детектора лжи. Скажите, насколько хороши его современные модели?

Человек так или иначе воспринимает обращенные к нему вопросы. Некоторые из них ассоциируются у него со значимыми вещами и непроизвольно отражаются на реакции тела. Суть работы детектора лжи в том, что он регистрирует реакции, которые человек обычно не контролирует. С другой стороны, эти реакции могут давать ложную информацию, потому что не содержат семантической нагрузки. Они означают лишь, что, отвечая на тот или иной вопрос, вы волнуетесь. Но у вас может быть навязчивая идея, что вас в чем-то подозревают, и на соответствующий вопрос вы отреагируете так, будто и правда виновны.

Как минимизировать риск неверной интерпретации?

Можно, например, задавать перекрывающие друг друга вопросы по поводу одного и того же предмета, высвечивая его с разных сторон. Однако в любом случае вы не извлечете из этих данных семантики — только значимость или незначимость вопросов для человека. Погрешность заложена в самом методе.

Когда-то тесты на IQ были очень популярны, да и сейчас их применяют для выявления профессиональной пригодности человека. Можно верить данным, полученным таким путем?

У этих тестов очень много недостатков, и сегодня им доверяют гораздо меньше, чем лет десять-двадцать назад. Главная проблема в том, что они тестируют в основном логическое мышление и гораздо меньше — креативность, способность принимать нестандартные решения.

Психологи, которые занимаются вопросами решения проблем в сложных ситуациях, отмечают два типа мышления. Первый — конвергентное: оно выявляется тестами на IQ, отвечает за нашу способность выделять составляющие проблемы и с помощью логики, пошагово, двигаться к правильному решению. Второй тип мышления — дивергентное. От него зависят творческие способности, которые порой больше востребованы в профессиональной деятельности, чем собственно интеллект.

Что дает основание так думать?

Чтобы решить какую-то сложную проблему, часто нужно абстрагироваться от нее. Как говорят эксперты по стимулированию творческого мышления, постоянно решая проблему одним и тем же методом, вы всегда будете получать один и тот же результат. То есть для продуктивной работы нужны не только уже полученные знания, но и новые идеи, а для их генерирования необходимы новые ассоциации. Основной элемент творческого процесса — ассоциации и комбинации новых идей. И потому тесты, выявляющие особенности дивергентного типа мышления, сильно отличаются от тестов на IQ. Они предполагают проверку творческого начала, способности находить нестандартные, креативные решения. Скажем, какие варианты применения обычной скрепки найдет человек. Поэтому и вопросы в таких тестах строятся совсем по иному принципу. Кстати, сейчас при оценке профессиональной пригодности гораздо больше внимания стали уделять тестированию именно дивергентного типа мышления.

Как стимулировать ту область мозга, которая отвечает за творческую составляющую?

У детей творческое начало выражено гораздо более явно, чем у взрослых, и вообще они куда больше склонны к нестандартным решениям. Но постепенно мы утрачиваем эти способности. Советы по увеличению творческого потенциала просты: сохранять детскую непосредственность; не подавлять в себе интерес к новому; решая проблему, абстрагироваться от нее. Кстати говоря, классичеcкое образование всегда уделяло мало внимания развитию творческого начала. Именно поэтому человек с узкой специализацией, решая проблему которая требует нестандартного подхода, нередко оказывается в тупике.

Выходит, чтобы по-настоящему протестировать интеллект, нужно комбинировать вопросы, проверяющие и дивергентный, и конвергентный тип мышления?

В идеале — да.

Деловому человеку приходится работать в условиях серьезных нагрузок, но при этом характер его деятельности требует постоянной свежести ума. Как стимулировать работу мозга в моменты высокого умственного напряжения?

Существуют искусственные стимуляторы. Например, тот же шоколад или сыр, необходимый для синтеза в мозге нейропередатчиков-катехоламинов, которые нужны для поддержания состояния бодрствования и интеллектуальной активности. Помогает снять напряжение и короткий сон. Как я уже говорил, усталость вообще отрицательно сказывается на работе мозга.

Как на умственной деятельности сказываются курение и алкоголь?

Малые дозы могут ее стимулировать, большие — наоборот.

Существуют ли «повседневные» способы поддержания мозга в тонусе?

Прежде всего нужно стараться переключаться с одного вида деятельности на другой — разумеется, в рамках разумного. При этом вы даете отдых одним нервным клеткам и загружаете другие.

Многие люди, испытывающие умственные нагрузки, употребляют антидепрессанты, например прозак. Как это сказывается на интеллектуальной деятельности?

Прозак может решить проблемы человека в конкретный момент, но долго применять его вредно.

В моменты стресса мозг испытывает колоссальную нагрузку. В то же время, чтобы выйти из сложной ситуации, нужно заставить его активно работать. В таких обстоятельствах стресс стимулирует или, наоборот, ослабляет умственную деятельность?

Здесь стресс совершенно точно не помощник. Если говорить, например,

о творческих людях, то для них креативность и какое-либо давление — часто несовместимые вещи. Для представителей творческих профессий особенно важно иметь возможность в какой-то момент выйти из затянувшейся проблемной ситуации, переключиться на другие вопросы или просто отдохнуть. Иначе они просто не найдут выхода из нее.

Уход от проблемы способствует ее решению?

Дело в том, что мозг продолжает искать выход, даже когда человек отключается от проблемы. Мозг уже погружен в нее и независимо от желания или нежелания человека начинает разбирать ее на блоки, которые он затем рекомбинирует новыми, зачастую неожиданными способами. Найдя нужное сочетание, мозг предлагает его. Причем этот процесс не прекращается даже во время сна, поэтому часто решение приходит утром.

В стрессовых ситуациях человек нередко впадает в ступор. Можно ли сказать, что чем выше уровень интеллекта человека, тем легче он находит решение в таких обстоятельствах?

Первоначально тесты на IQ, о которых мы уже говорили, применялись при исследованиях поведения мозга в условиях стресса. Например, американские военные пытались таким образом предсказать, насколько эффективно летчики-истребители будут принимать решения во время воздушного сражения. Но, как выяснилось, тесты на IQ не очень хорошо предсказывают поведение в такого рода критических ситуациях. Поэтому прямой зависимости между уровнем IQ и способностью человека принимать эффективные решения в состоянии напряжения нет.

Современный человек бизнеса много трудится и подчас просто не имеет возможности отвлечься от работы. А нужен ли вообще мозгу отдых?

Безусловно, хотя кто-то из великих однажды сказал: мозги никогда не изнашиваются от работы, они скорее ржавеют от неупотребления.