Работа есть работа | Большие Идеи

・ Управление временем

Работа
есть работа

Автор: Керстен Лоренс Эдуард

Работа есть работа

читайте также

Живи своим умом

Самое интересное за 2017 год от «Harvard Business Review — Россия»

Редакция «HBR — Россия»

Цена выбросов: во что обойдется компаниям их углеродный след

Джон Малликен,  Роберт Экклз

Профессионалы «по вызову»

Будро Кевин,  Карим Лакхани

Повсюду мы встречаем проявления недовольства. Прошлогодний опрос, проведенный Conference Board, показал, что лишь 50% трудящихся в США удовлетворены своей работой — это самое низкое значение данного показателя, который постоянно снижается вот уже более десяти лет, с 1995 года. По данным исследований, проведенных учеными Кентского университета, в Великобритании показатель удовлетворенности работой падал начиная с 1991 года почти непрерывно. На что же жалуются участники опросов? На невозможность самореализации и механическую, бессмысленную работу, на то, что в жертву работе приходится приносить личную жизнь, на недостаточное признание начальством заслуг работника и т. д.

Принято считать, что подобное устойчивое состояние недовольства вызвано несовершенством руководителей и плохими условиями работы. Но разве кто-нибудь возьмется утверждать, что за прошедшее десятилетие условия труда ухудшились столь сильно и для столь многих? Надо заметить, что уровень удовлетворенности снижался и тогда, когда рынок предоставлял массу возможностей трудоустройства, и тогда, когда просто иметь работу было величайшим счастьем. Добавим к этому, что средний служащий сегодня проводит не меньше двух часов рабочего времени в Интернете, решая личные проблемы или просто развлекаясь. Таким образом, очень многие сегодня пользуются изрядной независимостью и при этом не слишком перегружены работой.

Можно предположить, что причина недовольства — завышенные ожидания, связываемые с работой. В середине прошлого века специалисты по организационному поведению пришли к убеждению, что благоприятная деловая обстановка должна превратить всех в довольных и высокоэффективных работников. В то же время поборники гуманизма предлагают сделать работу средством развития и самовыражения личности. Все эти соображения активно обсуждаются руководителями компаний и «сторонними наблюдателями», в том числе консультантами по менеджменту и журналистами. В результате у работников появляется основание надеяться, что труд будет приносить им удовлетворение, что он будет исполнен смысла, что работодатели позаботятся об их профессиональном росте и самореализации.

Словом, существует некий идеальный образ работы, сродни тем представлениям, которыми руководствуются некоторые люди при поиске спутника жизни. Такие романтические натуры верят, что где-то есть «тот единственный человек», с которым можно всю жизнь прожить душа в душу. К счастью, в большинстве своем люди, взрослея, расстаются с этими иллюзиями. Те же, кто держатся за них, не только испытывают горькие разочарования, но и делают несчастными своих близких.

Точно так же многие, воодушевленные образом идеальной работы, верят в существование «заветного места», которое полностью соответствует их нуждам и чаяниям. Однако даже прекрасная работа в самой лучшей компании бывает сопряжена с разочарованиями. По прошествии некоторого времени наступает отрезвление, человек понимает: для компании важно, что он делает, а не что он собой представляет. Ему приходится выполнять задания, которые кажутся утомительными и неразумными. Он обнаруживает также, что инициатива и энтузиазм далеко не всегда приветствуются. В результате сотрудник начинает испытывать опустошенность, обиду и униженность.

Многих бед можно избежать, если подходить к работе не столь идеалистически. Почему, собственно, работа должна обеспечивать вам самореализацию и нести высокий смысл? Разве не достаточно просто понимать, что ее нужно выполнять, что человеку в силу обстоятельств нужно тратить на нее свое время? Одна из моих бывших студенток продает средства для лечения заболеваний кишечника — занятие, что и говорить, не слишком творческое. Тем не менее она полагает, что человеку с ее квалификацией, опытом, приоритетами и целями стоит работать именно на эту компанию и продавать именно эту продукцию. Она считает, что у нее хорошая работа. Компания платит ей достойную зарплату, обеспечивает хорошие условия труда, не злоупотребляет ее временем — и этого достаточно.

Человеку не следует рассчитывать, что работодатель наполнит его жизнь смыслом. Просто у работника есть то, что нужно компании, а у компании — то, что нужно работнику. Одно из условий, обеспечивающих взаимовыгодные отношения между сторонами, — правильно оценить, что каждый из них может дать другому.