Жизнь с «вечно рассеянным вниманием» | Большие Идеи

・ Управление временем
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Жизнь с «вечно
рассеянным вниманием»

Автор: Стоун Линда

читайте также

Цифровая экономика зависит от свободного ПО. Что с ним не так?

Фрэнк Нейгл,  Хила Лифшиц-Ассаф

«Мне хорошо, когда ничего не понятно и все нестабильно»

Елена Смородинова

Среда для инноваций

Елена Евграфова

В стремлении к балансу

Павлов Сергей

Всем нам знакома такая картина: в конференц-зале идет собрание, и его участники время от времени поглядывают под стол — на свои мобильные телефоны и коммуникаторы. Они читают электронную почту, просматривают список неотвеченных вызовов, изучают стоимость акций — причем делают это одновременно. Собравшиеся не только отвлекаются от дел, но и соревнуются друг с другом, иногда сознательно привлекая к себе внимание. Постоянное «общение» с электронными устройствами в последнее время превратилось в настоящую эпидемию — я называю ее «вечно рассеянным вниманием».

На первый взгляд кажется, что этот феномен ничем не отличается от «многозадачности» — широкоизвестного и часто обсуждаемого явления современной жизни. Однако это не так. Многозадачность связана со стремлением повысить свою производительность — мы одновременно выполняем несколько действий, уделяя им равное внимание: например, подшиваем или копируем документы, говорим по телефону, обедаем. При этом от нас не требуется серьезного напряжения: все это можно делать «на автомате».

Другое дело вечно рассеянное внимание — явление, вызванное желанием постоянно быть в курсе событий и ничего не упустить. Такой тип адаптивного поведения сформировался около 20 лет назад — он тесно связан с развитием интернета и мобильных устройств, которые предоставляют круглосуточный доступ к бесконечным возможностям. Подразумевается, что человек может обработать всю информацию, получаемую таким образом.

Нельзя сказать, что вечно рассеянное внимание — это хорошо или плохо. Все в этом мире хорошо в меру — злоупотребление всегда опасно. Профессор Университета Ратджерса Гейл Портер пришел к выводу, что устройства типа коммуникатора BlackBerry вызывают сильную зависимость: пользователи постоянно проверяют свою электронную почту. А исследование, проведенное TNS Research по заказу Hewlett-Packard, показало, что у сотрудников, которые во время работы отвлекаются на чтение почты, в течение дня уровень IQ снижается на десять пунктов.

В мире, где недосыпание стало нормой, где ни одно дело нельзя довести до конца, не прервавшись, где всегда надо быть готовым к работе, сосредоточить внимание становится все труднее и труднее. Стремясь обработать бесконечный поток входящих данных, мы все время откладываем важные дела и рискуем в конце концов «сломаться».

Неудивительно поэтому, что избыточные данные и множественный выбор начинают вызывать негативную реакцию. Люди, предпочитающие более спокойную жизнь, выбирают программы и устройства, которые позволяют снизить информационную перегрузку и дают возможность подумать, — например iPod, TiVo или аскетичный интерфейс заглавной страницы Google. Вместо того чтобы значительно расширять круг знакомств, они ищут убежища в таких местах, как классы йоги и медитации или «тихие» вагоны поездов, где принято выключать мобильные телефоны и разговаривать шепотом, — там они могут познакомиться с несколькими действительно ценными людьми.

Если компания возьмет на вооружение стили управления и маркетинговые стратегии, соответствующие стремлению потребителей к спокойствию и избавлению от синдрома вечно рассеянного внимания, она сможет адекватно ответить на меняющиеся настроения общества. Предложив своим сотрудникам и клиентам то, в чем они больше всего нуждаются: упрощенный выбор и высокое качество жизни, — компания сможет выделиться на общем фоне.