Победа на четырех фронтах | Большие Идеи

・ Управление временем
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Победа на
четырех фронтах

Мы привыкли противопоставлять работу всем прочим сферам жизни. А что если их не разделять, смотреть на карьеру, семью, свои личные и общественные интересы как на единое целое? Ступив на этот путь, можно добиться большего в бизнесе и почувствовать полноту жизни.

Автор: Стюарт Фридман

Победа на четырех фронтах

читайте также

Спросите у народа, как им лучше править

Иван Сорокин

Четыре способа справиться с неуверенным сотрудником

Рон Каруччи

Научная степень на заказ

Владимир Рувинский

Как провести подвижную маркетинговую кампанию

Джейсон ДеМерс

За двадцать лет работы в качестве коуча и исследователя я видел множество людей, которым не давало покоя ощущение, что жизнь идет не так, как хотелось бы. Для некоторых она превратилась в пытку. Причина в том, что зачастую у нас не получается применить свои лидерские качества за пределами офиса: в семейном кругу, в общении, в личных делах и интересах. Конечно, нелегко примирить все те роли, которые предлагает нам жизнь. Но это не безнадежная задача, как принято думать. Да, ее не решить, попеременно бросая все силы то на одно, то на другое. Но можно определить общие цели, приоритетные для вас в четырех сферах вашей жизни: в работе, семье, общественных и личных вопросах, — а затем за счет «грамотного менеджмента» достичь этих целей. Я называю это победой на четырех фронтах.

Такова главная идея моего курса «Универсальное лидерство», который я читаю в Уортонской школе бизнеса, а также на корпоративных и публичных семинарах в разных странах. Я использую термин «универсальный», поскольку говорю о развитии всех сторон личности, а «лидерство» — потому что курс посвящен тому, как изменить свою жизнь «под себя», так, чтобы вы могли всегда вести свою линию, отчего выиграете не только вы, но и люди вокруг вас.

Путь к успеху начинается с ответа на вопрос: какие победы вы хотели бы одержать на каждом фронте и что готовы сделать ради этого сейчас и в будущем? Затем нужно определить, чего ждут от вас дорогие вам люди и чего — вы от них. Поняв это, можно начинать осторожные эксперименты, но прежде их тщательно спланируйте. Принцип таков: на короткое время вы что-то меняете в своей жизни и оцениваете последствия для каждой из четырех ее сфер. Если эксперимент не удастся, его в любой момент можно свернуть или подкорректировать. А если приведет к желаемому, на вашем счету появится небольшая победа. Чем их больше, тем легче будет отсекать все ненужное, сосредоточиваться только на тех людях и делах, которые для вас действительно важны. Попутно вы учитесь быть «кузнецом своего счастья».

На этапе экспериментов вы еще ничем особенно не рискуете — прежде всего потому, что ваши ожидания реалистичны, результаты видны сразу и вас поддерживают окружающие. Вот история Кеннета Чена, менеджера, посещавшего мой семинар в 2005 году (все имена в статье вымышленные). Он мечтал когда-нибудь стать генеральным директором — так он видел главную цель своей карьеры, но с этим не очень-то вязались другие его устремления. Незадолго до этого Кеннет переехал в Филадельфию, ему хотелось активнее участвовать в местной общественной жизни. А еще он надеялся укрепить отношения с родными и близкими. Ради этого он вступил в муниципальный общественный совет — работа в нем позволяла ему не только отточить свои организаторские навыки (что служило профессиональным интересам Кеннета), но и проводить больше времени с родными. Сестра Кеннета была учительницей в местной школе, она хорошо знала, что творится в их районе, поэтому у них с братом появились общие темы для обсуждения. Кеннет привлек к работе в совете и свою девушку Селин. Новое дело окрылило его, что не могло не сказаться на работе: он и здесь стал чувствовать себя гораздо увереннее, чем раньше.

Сейчас, по прошествии трех лет, Кеннет не только по-прежнему ­трудится в муниципальном совете со своей подругой, но и официально назван преемником нынешнего главы компании, где он работает. Он преуспел на всех направлениях, поскольку действовал в согласии с самим собой. У него получается все, за что бы он ни взялся, и он помогает другим гармонизировать свою жизнь, а значит, и добиваться большего.

Это удается не только Кеннету. В начале и в конце нашего курса участ­ники описывают свое ощущение жизни, дают ей оценку.

В конце они, как правило, отмечают повышение своей эффективности, говорят о том, что им лучше удается уравновешивать разные сферы жизни. В рамках этой программы мы провели четырехмесячное исследование более 300 людей из мира бизнеса, средний возраст которых составлял около 35 лет. Выяснилось, что их удовлетворенность своей работой возросла в среднем на 20%, семейной жизнью — на 28%, социальной — на 31%. Но еще важнее, что к концу курса они на 39% выше оценивали свое физическое и эмоциональное здоровье, интеллектуальное и душевное состояние. Более того, по отзывам участников, возросла их «успеваемость» как на работе (на 9%), так и дома (на 15%), в общественных делах (на 12%) и частной жизни (на 25%). Удивительно, но ­та­ких­ результатов­ они достигали, да­же если начинали мень­ше времени уделять служебным вопросам и больше — другим сторонам жизни. Они стали делать свою работу «умнее», лучше и с большим удовольствием.

Сотни руководителей ежегодно проходят этот курс, но, чтобы начать экспериментировать самому, вполне можно обойтись и без него. Вас ждут простые и понятные цели, хотя дойти до них порой нелегко. Ниже я расскажу, как планировать и проводить такие опыты, что нужно делать ради победы на всех фронтах.

Гармонизация жизни

Вот как я представляю себе человека — хозяина своей жизни: 

• он позволяет себе быть самим собой, хорошо понимает, что для него важно, а что нет;

• он обладает целостным взглядом на жизнь: видит все ее стороны в их единстве;

• он открыт новому: ко всему подходит творчески и не боится экспериментировать.

На этом и базируется курс «Универсальное лидерство». Прежде всего, нужно разобраться, что для вас самое ценное в жизни. Подумайте об этом, запишите свои соображения, поговорите с теми, кому доверяете. Это поможет вам обозначить приоритеты, взглянуть на свою жизнь хозяйским взглядом и соотнести то, что для вас важно, с тем, чем вы заняты. На этом этапе, да и потом полезно советоваться: люди со стороны многое видят иначе и порой более точно. И конечно, они могут подбодрить вас, подсказать неожиданные варианты и стать своего рода поручителями того, что ваши слова не разойдутся с делом.

Затем вам предстоит определить, кто из вашего окружения — близких, родных, сослуживцев — особенно вам дорог и чего вы ждете друг от друга. Составив этот список, поговорите с каждым. Наверняка вы, как и большинство участников моих семинаров, не подозреваете, что они нуждаются в вас гораздо больше, чем вам казалось.

Узнавайте больше о себе и важных для вас людях, и вы сможете более здраво оценить ситуацию и решиться на перемены. Расставив приоритеты и получив лучшее представление о близких, вы наверняка поймете, как именно можно улучшить и свою жизнь, и жизнь окружающих.

Следующий шаг — спланировать свои эксперименты и стараться неуклонно проводить их в течение контрольного периода. Начинайте с перемен, в которых ваши близкие и друзья заинтересованы не меньше, если не больше, вас.

Эксперимент

Чтобы добиться победы на четырех фронтах, меняйте жизнь так, чтобы получить желаемое на каждом из них. По моим ­наблюдени­ям, когда речь заходит о профессиональной сфере жизни, люди обычно называют несколько целей, ради которых они идут на эксперимент: полнее воспользоваться новыми возможностями; повысить свою эффективность, меньше отвлекаясь на посторонние задачи; соз­дать благоприятную рабочую среду. Важнейшие цели, связанные с семьей и общественной деятельностью, — улучшить отношения с окружающими и увеличить свой вклад в жизнь общества. А в личной сфере люди стремятся прежде всего укрепить здоровье и сделать жизнь более осмысленной.

Размышляя над целями эксперимента, учитывайте интересы и мнение не только самых близких: есть и другие люди, которых могут затронуть ваши планы. К примеру, когда Кеннет Чен вынашивал мысль стать членом общественного совета, он консультировался со своим начальником (который поработал во многих советах), с директором по социальным программам и вице-президентом по персоналу. Так он заручился их поддержкой. Работодатели Чена убедились, что его участие в совете выгодно компании, поскольку он сможет развить свои организаторские способности и расширить круг знакомств.

Иногда подобные эксперименты идут на пользу только работе или только семье. Но, конечно, они окажут благотворное влияние и на ­ос­тальные области жизни. Например, если вы три раза в неделю будете делать зарядку, то укрепите свое здоровье и будете продуктивнее работать. Повысится и самооценка, а это поможет вам лучше справляться с обязанностями отца и друга. Другие эксперименты отражаются сразу на всех сферах жизни: пример — участие вместе с детьми в благотворительном спортивном марафоне, который спонсирует ваша компания. Какими бы ни были результаты, прямыми или косвенными, не забывайте, что ваша цель — победить на всех четырех фронтах. Только тогда вы действительно измените свою жизнь. Начните с таких перемен, которые дадут результат в ближайшем будущем. Правда, бывают и «отложенные» победы: скажем, ваc обещают повысить спустя какое-то время или вы приводите нового клиента, который не станет делать заказ немедленно.

Оцените все возможности. Подумайте, что и как вы хотите изменить, и постарайтесь представить себе ход своих экспериментов. Для каждого кратко сформулируйте стратегию. Дайте свободу воображению, не обращайте пока внимания ни на какие препятствия.

На первый взгляд кажется, что невозможно предугадать заранее результаты экспериментов, затрагивающих всю вашу жизнь. Конечно, если б это было просто, мы бы давно забыли о дисбалансе между работой и частной жизнью. Однако я заметил, что люди, которым часто приходится преодолевать трудности, умеют строить такие прогнозы. Это даже доставляет им удовольствие, как решение головоломки, особенно когда она складывается из подлинных обстоятельств их жизни. Эксперименты могут быть самыми разными — вариантов не счесть. Тем не менее нам с коллегами удалось вычленить девять основных категорий (см. врезку «Как провести эксперимент, который отразится на всех сферах жизни?»).

Опыты первой категории касаются работы: вы решаете, где и когда ею заниматься. Один участник семинара, директор по продажам международной компании — производителя цемента, попробовал раз в неделю работать через интернет в библиотеке рядом с домом: так он экономил время на дорогу. В компании не принято было трудиться вне офиса, но от такого решения выиграли все. У руководителя появилось больше времени на личные дела, и работа стала доставлять ему больше удовольствия, что сказалось на ее результатах.

Эксперименты второй категории предполагают регулярный самоанализ. К примеру, на протяжении месяца вы письменно фиксируете свои поступки, мысли и ощущения. Это поможет понять, как те или иные действия отражаются на вашей эффективности и качестве жизни. Эксперименты третьей категории посвящены организации времени. К примеру, вы можете воспользоваться специальными устройствами и программами, которые помогают координировать рабочие и личные планы.

Карьера и частная жизнь часто кажутся несовместимыми («Как забыть про работу, когда я дома с семьей? Как отключиться от всего и сосредоточиться только на работе?»). Но иногда самое выгодное — снести барьеры между ними. И тут помочь могут те самые технологические новинки, из-за которых мы порой перестаем различать, где кончается работа и начинается наше личное пространство. Они делают работу более продуктивной, а жизнь — более насыщенной. Конечно, этими «штучками» нужно пользоваться с умом. Вот вам и поле для изящных экспериментов! Задача — определить, что и как можно применить именно в ваших обстоятельствах.

Все удачные эксперименты объединяет одно: они позволяют пересмотреть привычный ход вещей. Именно это удалось нашему директору по продажам. Вам будет легче освободиться от стереотипов и действовать по-новому, если не забывать о главной цели — сделать свою жизнь лучше. Вы — исследователь, и вам нужно проверить, сработает ли идея, принесет ли она пользу вам и вашим близким.

Какой бы категории эксперимент вы ни проводили, перед вами встанут задачи не самой высокой сложности. И не важно, если кто-то считает ваш план невыполнимым: главное, чтобы вы сами были уверены, что справитесь.

Выберите несколько экспериментов — и вперед. Изучая свои возможности, дайте волю вашему воображению. Но когда придет время действовать, проводите не больше трех экспериментов сразу — не взваливайте на себя больше, чем вам под силу вынести. Обычно две из трех попыток изменить привычный ход вещей удаются, а третья оказывается не слишком удачной. Как бы то ни было, в итоге на вашем счету окажется несколько небольших побед, а в довесок вы научитесь не идти на поводу у обстоятельств, а вести свою линию, то есть разовьете свои лидерские навыки.

Итак, задача — сузить круг экспериментов до трех. Проанализируйте каждый с такой точки зрения: • оправдаются ли ваши усилия? • что вы упустите и о чем пожалеете, отказавшись от эксперимента? • сможете ли вы развить лидерские качества, которых вам не хватает?

• удастся ли вам сделать что-то дей­ствительно важное и получить от этого удовольствие? • поможет ли эксперимент понять, чего вы хотите добиться в жизни, и найти пути к этим целям? Раз уж вы решились, будьте готовы к неожиданностям. Составляя план, не пытайтесь предусмотреть каждую мелочь. По ходу дела вам все равно придется его приспосабливать к жизни. Один менеджер, назовем его Лим, чтобы выбраться из наезженной колеи, решил участвовать в благотворительном Чикагском марафоне. Он чувствовал, что потерял форму, жаловался на упадок сил; низкий жизненный тонус отражался и на работе, и на личной жизни. Его жена Джоанна ждала первого ребенка. Поначалу она поддержала идею Лима, думая, что тренировки укрепят его, что он снова почувствует вкус к жизни и в результате станет хорошим отцом. Они оба любили спорт. Лим тренировался вместе со своим начальником и сослуживцами, и на семейном совете было решено, что эти занятия полезны и в профессиональном плане: в такой обстановке лучше всего налаживаются человеческие отношения.

Но приближались роды, и Джоанна потеряла покой — мол, готовясь к марафону, Лим мог получить травму. Но на самом деле она видела, что спорт отнимает у мужа слишком много времени и сил как раз тогда, когда она особенно нуждается в его внимании и помощи. Чтобы успокоить Джоанну, Лим попросил у начальства разрешения работать по четвергам дома. Для этого ему пришлось освоить новые программы и ежемесячно высылать начальнику отчеты о «домашней работе». Еще он ­купил себе сумку-кенгуру, в которой носил новорожденного сына даже дома.

В итоге во время марафона Джоанна не только болела за мужа, но во второй части забега даже присоединилась к нему, чтобы поддержать его в момент, когда силы на исходе. За то время, пока Лим тренировался и работал дома, весь его отдел стал работать лучше. Это немудрено: когда люди видят, что руководство готово войти в их положение, это их окрыляет и внушает оптимизм, что обязательно отражается на результатах. Весть о новшестве распространилась по всей компании, и вскоре менеджеры разных отделов тоже стали думать о том, как помочь сотрудникам «вписывать» работу в свою жизнь и тем самым сплотить коллектив.

Любой новый опыт обогащает, и любой хорошо подготовленный эксперимент почти всегда приносит пользу, ведь вы учитесь быть лидером, творцом своей жизни. Если ваши опыты пройдут удачно (а так оно и будет, пусть и не каждый раз), выиграют все: вы, ваш бизнес, ваша семья и окружающие.

Как измерять успехи

Есть только один способ пострадать от своего эксперимента: ничему не научиться. Поэтому нам нужна удобная система оценки достижений. Понятно, что достичь желаемых результатов всегда лучше, чем не достичь. Но и попадание в цель еще не делает вас лидером, которым вы хотите стать. Кстати, полезен любой опыт, даже неудачный: он поможет преуспеть в будущем.

Свои достижения Кеннет Чен, о котором я рассказывал, измерял, пользуясь нехитрой таблицей (см. врезку «Как узнать, получится ли мой эксперимент?»). С ее помощью он предсказывал, как эксперимент отразится на всей его жизни, а после его завершения — оценивал, удалось ли задуманное. По примеру Кеннета заведите отдель­ную страницу для каждой новой попытки, сверху кратко опишите ее суть.

В первой колонке назовите свои цели. В средней — напишите, как будете определять, достигнуты ли они, а в третьей — как будете действовать. Когда вы начнете осуществлять свой план, то наверняка обнаружите, что поначалу сформулировали цели либо слишком широко, либо слишком абстрактно. Поэтому подправляйте план по ходу дела, тогда от него будет больше­ толку. Главное — понять, как на деле оценить свои достижения. Конкретный способ должен быть «скроен» только под вас.

Участники моего семинара придумали множество показателей для оценки: например, сколько денег они сэкономили, отказавшись от ненужных поездок, реже ли возникают недоразумения при общении по электронной почте, укрепились ли отношения с домочадцами, сколько часов удается выкраивать на общественную работу в центре для подростков и т.д. Параметры оценки могут быть самыми разными — субъективными и объективными, количественными и качественными, придуманными вами или кем-то другим; вы можете пользоваться ими постоянно или время от времени — тут важно определить частоту «контрольных сверок», ведь трудно все упомнить. Скажем, вы сели на диету, чтобы поправить здоровье, меньше уставать, лучше выглядеть. В этом примере можно оценивать свои успехи по числу приемов пищи и ее калорийности. Но вы точно забудете, что ели всего пару дней назад, если вовремя это не запишете.

Малые победы — большие перемены

Не стоит злоупотреблять грандиозными экспериментами, кардинально меняющими вашу жизнь. Слишком амбициозные планы обычно проваливаются, лучше «поспешать медленно». Тогда и рисковать ничем особенно не придется, и легче будет преодолеть страх поражения, который гасит творческий запал. Кроме того, вы и ваши близкие скорее увидите результаты, а это вдохновляет на новые свершения.

У принципа малых побед есть и еще одно преимущество: он располагает к вам людей. Вы можете сказать тем, кого затронет ваш эксперимент: «Давайте попробуем! Не получится — будем делать все по-прежнему или придумаем что-нибудь еще». Когда вы предлагаете лишь попробовать, это понятно, и никто не станет сопротивляться идее. Все мы куда охотнее беремся за новое, если это нас ни к чему не обязывает, а результаты можно оценивать по нашему разумению.

Но что значит малая победа? «Малая» — понятие относительное. То, что для вас незначительное усилие, для меня может оказаться огромным шагом, и наоборот. Дело не в словах и не в серьезности намерений. Важно другое: к грандиозной цели нужно идти небольшими шагами. Вот как описал цель своего первого эксперимента Исмаил, предприниматель пятидесяти лет, глава процветающей инженерно-технической компании: «Я хочу реорганизовать мою фирму и изменить свою роль в ней». Ничего себе «маленькая» цель! По сути, руководитель хотел заново разобраться в себе и своем бизнесе.

Двигаться к цели Исмаил решил постепенно. Он не стал штурмовать недосягаемые вершины, а предпочел навести порядок в малом. Для начала, чтобы перестроить общение с женой и коллегами, он высвободил время для семьи и церкви, оно стало неприкосновенным. Пытаясь побольше разгрузить себя, он стал передавать полномочия подчиненным, в итоге в организации установилась плоская структура управления. Эти «малые победы» отразились на всей жизни предпринимателя, и в конечном счете ему действительно удалось изменить и компанию, и свою роль в ней. Спустя полтора года после начала эксперимента он признался, что поначалу ему было нелегко передавать контроль над бизнесом в другие руки. Но он при этом «убедился, что, одерживая одну маленькую победу за другой, в итоге выиграешь войну». Новая организационная структура оказалась удобнее и для Исмаила, и для его менеджеров. Люди участвуют в программе «Универсальное лидерство» по разным причинам. Одни — потому что недовольны собой и своей жизнью, в которой не находится места любимому делу. Другие — потому что не следуют в жизни и работе своим ценностям, и это мучительно для них. Третьи страдают от одиночества, им недостает более тесного и доверительного общения с близкими и друзьями, а еще хочется расширить круг знакомств. У четвертых жизнь катится по накатанной колее, в ней не хватает творчества. Они и рады бы что-то изменить, но не знают, как это сделать, а часто им просто не хватает духу.

Интуиция подсказывает мне, что и в вашей жизни много чего можно подправить. Что ж, дерзайте! Назовите проблемы своими именами, наберитесь смелости, заручитесь поддержкой окружающих — и действуйте. Можете ориентироваться на нашу программу. Мы говорили о том, как важно стать самим собой, следовать своим ценностям, всегда и во всем вести свою линию — то есть стать истинным творцом всех своих побед.

В ваших силах достичь большего, не обманывая ожиданий близких вам людей, почувствовать улучшения во всех областях жизни и достичь гармонии. Ваша должность или положение не имеет значения: вы можете стать сильнее как руководитель и сделать свою жизнь богаче. Условие лишь одно: вы сами должны захотеть этого.

Как провести эксперимент, который отразится на всех сферах жизни?

Наше исследование выявило, что в большинстве успешных экспериментов в разных комбинациях используются приемы девяти различных категорий. Эти приемы, сведенные в матрицу, помогут вам достигать «малых побед» и больше успевать на работе, дома, в общественной и личной жизни.

1. Наблюдение и осмысление 

Записывайте свои поступки, мысли и ощущения (если возможно, делитесь ими с друзьями, семьей и коллегами), чтобы отследить успехи на пути к вашим профессиональным и личным целям. Это благоприятно отразится на вашей самооценке и поможет вам сфокусироваться на самом главном.

Примеры 

— Отмечайте посещения фитнес-центра и то, насколько они вас «зарядили».

— Отмечайте время дня, когда вы испытываете особый подъем или апатию.

2. Планирование и организация 

Эффективнее используйте свое время, планируйте дела и готовьтесь к ним.

Примеры 

— Используйте КПК для любых задач, не только в работе.

— Обсудите с кем-нибудь ваш распорядок.

— В воскресенье вечером готовьтесь к новой неделе.

3. Восстановление сил и отдых 

Уделяйте внимание своему телу, уму и душе, чтобы решать ежедневные рабочие и житейские задачи более энергично, сосредоточенно и результативно.

Примеры 

— Откажитесь от вредных привычек (сигареты, алкоголь).

— Оставьте время на чтение книг.

— Займитесь тем, что улучшает ваше эмоциональное и душевное здоровье (йога, медитация и др.).

4. Взаимопонимание и забота 

Проводите досуг в компании (например, с коллегами), будьте внимательным к окружающим, стройте с ними доверительные отношения, цените искренних людей.

Примеры 

— Организуйте с коллегами книжный клуб или вместе занимайтесь спортом.

— Помогайте детям делать домашние задания.

— Посвятите один день в месяц общест­венной работе.

5. Расстановка приоритетов 

Берегите физические и эмоциональные силы для общения с людьми, которые вам важны и дороги. Уделяйте им больше внимания и времени, будьте более открытым. Для этого порой придется отказаться от новых планов и ответственных поручений.

Примеры 

— Отключайте телефон: пусть в определенные часы вас никто не беспокоит.

— Выделите время, которое вы посвятите только одному человеку или одной задаче.

— Проверяйте электронную почту несколько раз в день в определенные часы.

6. Открытость и интерес 

Будьте открыты, внимательнее слушайте окружающих. Так вы сможете найти в них единомышленников, которые поймут ваши ценности и поддержат ваши решения. Интересуйтесь разными сторонами жизни человека и тем самым проявляйте уважение к нему.

Примеры 

— Еженедельно уделяйте время на то, чтобы поговорить с вашей супругой или супругом о чем-то важном, выходящем за рамки повседневных забот.

— Делитесь с окружающими своими взглядами.

— Станьте наставником для новых сотрудников.

7. Выбор времени и места работы 

Работайте удаленно или по свободному графику, чтобы сделать свой режим более гибким и больше времени уделять семье, общественной работе и себе самому, одновременно повышая свою производительность. Ищите нестандартные подходы и формы работы.

Примеры 

— Работайте дома.

— Берите уроки музыки в обеденный перерыв.

— Работайте в дороге.

8. Делегирование полномочий 

Перераспределяйте задачи, так вы укрепите доверие в коллективе, высвободите время и сможете развить руководящие способности в себе и других. Работайте эффективнее, сокращая или исключая второстепенные задачи.

Примеры 

— Наймите личного помощника.

— Передайте подчиненным часть своих обязанностей.

9. Поиск новых возможностей 

Исследуйте новые возможности, связанные с карьерой или хобби, которые лучше отвечали бы вашим устремлениям и системе ценностей, а также соотносились с нынешней работой, домом, общественной жизнью и личными интересами.

Примеры 

— Пробуйте себя в новом качестве на работе — например, сотрудничайте с коллегами из других подразделений.

— Пользуйтесь коучингом в разных его вариантах.

— Вступите в родительский комитет в детском саду, куда ходят ваши дети.

Как узнать, получится ли мой эксперимент? 

Используя этот инструмент, менеджер, которого я условно назвал Кеннет Чен, кратко описал свои цели, задал параметры для оценки успехов и зафиксировал те шаги, которые он предпринял в ходе своего эксперимента (он вступил в совет некоммерческой организации). Другие примеры и пустой бланк этой таблицы на английском языке, который годится в качестве шаблона, можно найти по адресу richerlife.tools.hbr.org. Полную информацию о программе, блоги, видео и рабочие материалы ищите на сайте totalleadership.org.