Стартапы лучше получаются у людей средних лет | Большие Идеи

・ Управление временем
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Стартапы лучше получаются у людей
средних лет

Преимущества «немолодого» предпринимателя часто не замечают, поскольку СМИ создают архетип основателей стартапов — двадцатилеток, еще не переодевшихся в строгий костюм.

Автор: Жюль Пьери

читайте также

Собеседование: когда лучше всего упомянуть об отпускных планах

Джон Лис

Пигмалионы от управления

Ливингстон Стерлинг

Как страх и отвращение влияют на поведение покупателей в 2020 году

Грегори Карпентер,  Хаягрива Рао,  Челси Галони

Удержать и вовлечь

Ананд Чопра-Макгоуэн

В 2008 году я основала компанию The Grommet и вскоре после этого встретилась с известным венчурным инвестором. Его фирма проводила летнюю программу для предпринимателей. Пока мы болтали, мимо нас прошло двое участников программы. Он ласково покачал головой им вслед и сказал мне:

— Эти ребятки трудятся день напролет. — Выдержал паузу и спросил: — А вы так сможете?

Видимо, он подумал, что женщина 47 лет с тремя детьми ровно в пять часов вечера превращается в тыкву и несется готовить ужин. Я не стала указывать ему на сексизм и предвзятость этой фразы, а только спросила:

— Что значит могу ли? Я так и работаю.

Спустя пять лет я стала главой компании, доходы которой увеличились в 2013 году на 450%. Каждый двухсотый американец числил себя нашим приверженцем. А та молодая парочка, собравшая 50 миллионов долларов венчурного капитала, уже закрыла свое дело.

В этой истории две морали. Одну — о предрассудках инвестора — я оставлю до лучшего случая. А вторая — преимущества «немолодого» предпринимателя. Их часто не замечают, поскольку СМИ создают архетип основателей стартапов — двадцатилеток, еще не переодевшихся в строгий костюм. На самом деле исследования показывают, что один из стабильных факторов успеха быстрорастущего стартапа — основатель средних лет (или старше) с высшим образованием. Когда такие люди начинают свое дело: накопленный опыт и связи способствуют благополучию их компаний. Средний возраст, в котором были созданы успешные компании, — сорок лет.

Не такая уж это революционная новость — роль опыта и связей.

Однако в процессе создания The Grommet я почувствовала и отметила скрытое преимущество моего этапа жизни: у зрелых людей, как правило, имеется мощная социальная и семейная поддержка, которая помогает им справиться с чудовищным психологическим давлением, неразлучным с первыми фазами строительства компании. Иными словами, есть множество «плюсов», которые уравновешивают такие «минусы», как забота о детях, ипотека и плата за университет.

Для меня семья — прибежище, где я отдыхаю от стрессов, которые создает мне бизнес, где я становлюсь самой собой, личностью, отдельной от своей фирмы. Такого рода социальная поддержка восполняет ресурсы энергии, мужества и упорства, которые столь необходимы для успешного руководства стартапом.

Но как же дети? Ведь считается, что они отвлекают предпринимателя от дела, вот в чем опасность. По правде говоря, поначалу я и The Grommet воспринимала как малое дитя. Если бы у меня при этом был и настоящий кроха, младенец в доме, соблюсти равновесие едва ли удалось бы. Бизнес требовал поминутного внимания, я думала только о нем и во сне, и наяву. Один из моих сыновей выдумал семейное присловье: «Мама унеслась в страну e-mail». Он видел, как у меня пар из ушей валит, и понимал, что я сочиняю в голове письмо или ответ на письмо (что-то очень важное, нужные люди, деньги!).

Но мои сыновья были на тот момент уже подростками, а не малышами. Я обучила их всем жизненно необходимым навыкам, в том числе и готовить. Им не требовался (да их бы и не порадовал) постоянный догляд, и, когда нам удавалось поужинать вместе обычно в очень поздний час, еду чаще готовили они или же мой муж. В эти первые годы мы все время говорили о деле, мальчики выслушивали мои проблемы, а ведь поделиться своими мыслями, тем более с заинтересованными слушателями — большое подспорье.

Мои сыновья своими глазами видели, что такое первая стадия создания бизнеса — пять лет жестокой битвы за выживание. Трижды компания оказывалась на грани краха. В самый тяжелый момент я начала исподволь готовить мальчишек к вероятной катастрофе, и младшенький убежденно возразил: «Ты не можешь сейчас отступиться. Вспомни, через что ты прошла. Что ты обычно говоришь нам, когда мы сталкиваемся с трудностями? Вот то же самое я говорю сейчас тебе». Такие слова меня не просто ободряли — окрыляли. Никакой инвестор, никакие денежные вливания не могли бы оказать подобного психологического эффекта. Я собиралась с духом — и выбиралась из ямы. Снова и снова.

Одно из преимуществ в наличии детей-подростков: они могли понять и оценить достижения компании. Постепенно я увидела, что «мама-предприниматель» стала для моих сыновей частью их представления о себе. Как я была польщена, когда средний сын привел подружку показать ей наш офис! А когда Fortune включила меня в десятку самых влиятельных женщин-предпринимательниц, дети не дали мне зазнаться, включив меня в список «самых докучных мам-предпринимательниц».

Словом, мои сыновья делились со мной силами и энергией, а не сосали из меня кровь. Они — мое секретное психологическое оружие.

Читайте по теме: