Лидер как психолог: как поддержать бизнес и людей в кризис | Большие Идеи

・ Кризис-менеджмент

Лидер как психолог: как поддержать бизнес и людей
в кризис

Руководители компаний рассказывают о своем опыте и планах

Лидер как психолог: как поддержать бизнес и людей в кризис
Фото: Matthew Waring / Unsplash

читайте также

Сетевое кафе экспериментирует с Facebook

Дарем Эмили,  Утпал Дхолакия

Всегда ли хорошо быть лучшим?

Ма Джинджин

Как пережить шторм. Восемь советов, как сохранить устойчивость бизнеса

Елена Лазько

Почему гендиректорами все чаще становятся внутренние кандидаты

Джозеф Бауэр

Бизнес не существует в вакууме. И какие бы внешние факторы ни влияли на его работу, лидерам всегда необходимо оставаться в строю. В попытке разобраться, как меняются в текущих условиях функциональные роли топ-менеджеров, редакция Harvard Business Review Россия задала руководителям компаний, работающих в России, два вопроса.

«Как текущая ситуация отразилась на вашей деятельности»? и «Что вы планируете изменить в вашей работе в ближайшее время?»

Вот какие ответы мы получили.

Дмитрий Кирсанов, генеральный директор Fix Price

«В первую очередь необходимо сплотить команду топ-менеджеров»

Работая в российском ритейле более 25 лет, мы не можем не знать, что такое кризис. За эти годы мы выработали четкую антикризисную реакцию, которая в эти дни проходит мощный стресс-тест.

В первую очередь необходимо сплотить команду топ-менеджеров. В кризис возрастает важность быстрых и правильных решений, но принять их можно, только проанализировав всю имеющуюся информацию и убедившись, что все руководители понимают приоритеты и первостепенные задачи. Ключевой приоритет для нас в текущей ситуации — безопасность сотрудников магазинов и поддержание полного ассортимента товаров. Сейчас наши торговые точки актуальны для покупателей как никогда: в них продаются товары первой необходимости по самым низким ценам на рынке. Фокус на миссии помогает нам отделять главное от второстепенного и сохранять ясность видения в отношении будущего.

Не менее важно транслировать уверенность в завтрашнем дне всем сотрудникам компании и быть открытыми к общению. Наша способность пережить кризис напрямую зависит сейчас от того, насколько эффективно продолжит работать персонал. Этого невозможно добиться, если люди ощущают угрозу для базовых жизненных основ своих семей: безопасности, здоровья, стабильного дохода.

Роль менеджеров среднего звена также возрастает, так как они напрямую общаются с многочисленным линейным персоналом, и от того, насколько конструктивно они транслируют новости и план действий командам, зависит эмоциональный микроклимат во всем коллективе.

В кризис каждый топ-менеджер отвечает не только за профессиональные задачи, но и становится эмоциональным лидером, даже психологом для своих прямых подчиненных и широкого круга сотрудников.

В ближайшее время наша компания планирует переключиться от стратегии к тактике, обеспечивая сильные результаты здесь и сейчас, сократить второстепенные расходы, увеличить гибкость при работе с персоналом. Например, мы переводим на удаленку тех, кому это необходимо по личным обстоятельствам. Сохранение рабочих мест и зарплат, своевременные расчеты с поставщиками и обеспечение бесперебойных поставок ассортимента — таковы наши главные задачи на сегодня.

Алекс Штейнгардт, генеральный директор Hays в России

«Сейчас самое важное — поддержать сотрудников и снизить вероятность нарастания паники»

Особенность и этого кризиса, и ситуации в 2020 году в том, что события меняются очень резко. В итоге повышается вовлеченность в оперативное управление, решения надо принимать быстро, но в то же время продуманно, при необходимости корректировать их, опираясь на то, что происходит в правовом поле, в экономике. Но опыт работы в пандемию еще свеж в памяти, и люди не опускают руки и трудятся в прежнем режиме, понимая, что текущая ситуация не навсегда.

Сейчас самое важное, на мой взгляд, поддержать сотрудников и снизить вероятность нарастания паники. В этом плане нам также помогает опыт 2020 года, когда пандемия была ожидаема, но все равно введенные ограничения многих застали врасплох, и необходимо было быстро менять модели бизнеса и работать с настроением сотрудников.

Спокойствие в коллективе, в первую очередь, зависит от руководства и самого топ-менеджера. Важно не обсуждать слухи, оперировать только фактами, делиться с сотрудниками планами на ближайшее будущее — что компания будет делать, как продолжит работать в краткосрочной перспективе.

В период кризиса руководителю нужно выступать в какой-то степени психологом. Безусловно, не стоит каждые три минуты обсуждать с сотрудниками текущую повестку, но важно позволять людям делиться своими эмоциями, проговаривать страхи. Мы снова с командой взяли за правило созваниваться утром, рассказывать, как дела, какие планы на день, какое настроение. Это помогает выговориться и поддержать рабочий настрой.

Роман Тышковский, управляющий партнер Odgers Berndtson

«Мы дали людям максимум свободы: они могут работать из любого удобного для них места»

У любого руководителя есть две ипостаси: менеджер и лидер. Сейчас вторая роль особенно востребована. Не растеряться, показать людям вектор движения, снизить тревогу, позаботиться о тех, кто в беде (застрял за границей без возможности вернуться, испытывает внешние угрозы и т. д.).

В любом случае речь идет о периоде, когда все качества управленцев обостряются: способность трезво видеть ситуацию и быстро принимать решения дополняется необходимостью не поддаваться эмоциям.

Что касается нашего бизнеса, то он очень быстро реагирует на внешние факторы, так что у нас добавилось забот: переезды кандидатов, сложности с рассмотрением позиций из России, высокий уровень неопределенности. Мы каждый день на связи с клиентами и кандидатами: «психологического и коучингового» в работе стало гораздо больше.

В ближайшее время не планируем принимать существенные решения, так как пока дым не осядет, вся картинка не будет видна. Мы дали людям максимум свободы: они могут работать из любого удобного для них места, при этом офис остается островком стабильности, взаимоподдержки и энергии.

Скоро проведем несколько стратегических сессий, чтобы понять, как существовать в новых экономических реалиях и какие открывающиеся возможности мы видим ― так гораздо легче смотреть на мир.