«Эпоха великих музыкальных открытий закончилась» | Большие Идеи

・ Дело жизни

«Эпоха великих музыкальных
открытий закончилась»

Интервью с музыкантом Андреем Макаревичем

Автор: Анна Натитник

«Эпоха великих музыкальных открытий закончилась»
Фото: Максим Полубояринов

читайте также

Поймите себя и своего начальника

Нам нужны другие маски

Абраар Каран,  Девабхактуни Срикришна,  Дэвид Бейер,  Рану С. Дхиллон

Непрестижное повышение: что делать, если вам предложили не тот пост, на который вы рассчитывали

Ирина Пешкова

Как научиться грамотно прогнозировать

Андрей Макаревич основал группу «Машина времени» 49 лет назад. За это время многое менялось: музыкант снимался в кино, вел телепередачи, писал музыку к фильмам, публиковал книги, открывал магазины и клубы, участвовал в художественных выставках. Но многое осталось неизменным — в том числе увлечение джазом.

Изменились ли ваши слушатели за то время, что вы занимаетесь музыкой?

Я никогда не изучал своих слушателей. Если бы я этим занялся, то, наверное, поймал бы себя на том, что рихтую то, что делаю, специально под какую-то категорию слушателей. Это неинтересно и даже унизительно.

У меня всегда было много слушателей, иногда неожиданно много: в молодые годы, когда нас никто не знал, это удивляло и радовало. И сейчас очень приятно.

То есть вы, когда пишете песни, не ориентируетесь на слушателей?

Ни в коем случае.

А ответственность перед ними ощущаете?

Ответственность заключается в том, чтобы не предлагать им плохой товар. Если я сам себе ОТК и считаю, что выпускаю товар исключительно качественный, то все остальное — проблемы слушателей.

На что вы ориентируетесь, если не на слушателей?

На собственный вкус. Я знаю, по каким законам пишутся песни, знаю, какие законы можно нарушать для достижения результата, а какие нет. По этим же законам я оцениваю то, что получилось. Я могу видеть недостатки там, где вы их не увидите. Но я не выпущу песню в свет, пока не доведу ее до состояния, которое меня устраивает.

Значит, во многом это ремесленничество?

За одним исключением: идея возникает сама по себе. Можно выстругать форму — а идею нет. Идея сама решает, приходить ей или нет, и если приходить, то когда.

Что происходит после того, как вас посещает идея?

Я сажусь и работаю. Песню я пишу от 15 минут до двух лет.

Вы два года возвращаетесь к одной песне?

Я от нее не ухожу — она в голове сама по себе крутится, иногда даже ночью, и остановить ее невозможно. Если одно слово найдено неверно, я не успокоюсь, пока его не исправлю.

Как изменились вы сами за годы существования «Машины времени»?

Стал старше на 49 лет. Со всеми исходящими отсюда последствиями.

Дает ли вам возраст какие-нибудь преимущества — например, мудрость?

Нет. Мудрость тут ни при чем. Мудростью можно прикрываться. Я бы с удовольствием променял эту мудрость на физическое состояние 20-летнего юноши.

Изменилось ли отношение к музыке, к рок-н-роллу за эти годы?

Отношение к рок-н-роллу стало в меньшей степени религиозным. Нам очень повезло: мы росли в эпоху великих открытий, великого формирования этого жанра. Становление происходило на наших глазах, мы все это впитывали, на всем учились, хотели мы того или нет. Мы накопили массу информации и сейчас можем брать ее «с полки» и использовать по назначению.

Как вы относитесь к тому, что происходит в музыке сегодня?

Спокойно — не потому, что раньше было хорошо, а сейчас плохо (не хочу никого обижать), а потому, что мне она неинтересна. Полочки, созданные у меня внутри для информации, заполнены. Если бы появилось что-то, что потрясло бы меня так же, как, скажем, «Kinks», когда мне был 21 год, я бы освободил полочку и положил туда это. Но такого не происходит. Музыки подобного уровня не появляется нигде в мире.

Почему?

Все имеет смысл кончаться, как сказал один мудрый грузин. Эпоха закончилась, мягко сошла на нет, перешла в хорошо управляемую коммерцию.

Значит, поэт сегодня — не больше, чем поэт?

В изуродованном обществе кто угодно может на время стать больше, чем он есть. Если тебя всю жизнь кормили керосином, а потом налили чашку кефира, ты будешь самым счастливым человеком на свете. И кефир будет вкуснее коньяка Camus.

Никакой миссии у поэта нет. Это чушь собачья. Его задача — не врать себе, не делать себе послаблений, не опускать собственную планку независимо от того, что об этом думают остальные. Вот и все.

Вы перешли к джазовым проектам, потому что вам стало тесно в рок-музыке?

Я очень люблю джаз, но у меня не было возможности серьезно им заняться. В отличие от рок-н-ролла, это гораздо более честная история. Она не требует блестящих узких брюк, набриолиненных волос и, главное, молодого возраста. Рок-н-ролл имеет возраст — джаз нет. В джазе есть гамбургский счет. В отличие от рок-н-ролла, это необыкновенно свободная музыка. Импровизация, общение с музыкантами на музыкальном языке — то, чего в рок-н-ролле нет, — это безумно интересно. Это бездонное пространство.

Почему раньше у вас не было возможности заниматься джазом?

Рок-н-ролл занимал все мое время. Я был религиозным фанатом этого жанра. Кроме того, я считал: даже если очень захочу играть джаз, не смогу – это слишком сложно. Но в конце концов мой товарищ, замечательный джазовый пианист Женя Борец, с которым я играю с тех пор, убедил меня в обратном. Ему пришлось непросто, я очень долго сопротивлялся, убегал, закрывал дверь.

В рок-н-ролле вы в какой-то степени разочаровались?

Нет, я его очень люблю. Просто он мне понятен, известен. Неинтересно одну и ту же книжку перечитывать пятый раз.

Помимо музыки, вы еще и рисуете — пишете картины, занимаетесь графикой. Это способы самовыражения, которые дополняют друг друга?

Я не знаю. Это моя профессия, меня этому научили, я это люблю. Я понимаю, что в состоянии выразить себя, сделать то, что и как я считаю нужным. И у меня есть такая возможность — почему же я должен этим бросаться?

Я сегодня полдня разбирал шелкографический тираж в мастерской. Я должен был страшно устать – но благодаря тому, что у меня все получилось так, как я хотел, и даже лучше, я, наоборот, чувствую себя заново родившимся и полным сил.

Как вам, творческому человеку, удается заниматься еще и бизнесом — например, управлять собственным джаз-клубом?

Какой бизнес? Клуб — это не бизнес, он существует еле-еле по нулям. Но зато он получился таким, каким я хотел его видеть. Это место, где мы играем, общаемся, импровизируем. Куда приходит очень хорошая аудитория, которая нас поддерживает, которая любит такую музыку. Сейчас в клуб уже приезжают иностранные музыканты, хотя финансово устраивать такие концерты в зале, где сидит 40 человек, очень сложно. Ведь я еще требую, чтобы у нас были демократичные цены. Так что ни одной копейки я на клубе не заработал — а вложил довольно много.

По нулям — тоже неплохо. Для этого требуется талант.

Да, это гораздо лучше, чем в минус. Несколько моих сотрудников с утра до ночи пашут, чтобы не уронить эту планку. Слава богу, к нам стали ходить люди. Первый год был очень тяжелым: не все знали, что такое место появилось, трудно было зазвать слушателей. В Москве гигантская конкуренция — больше, чем во многих городах мира, и она только растет: у нас буквально заведение на заведении. И все-таки мы своего добились.

Клуб на 40 человек — это особая концепция?

Джаз нельзя играть на стадионе — это камерная музыка. Люди должны сочувствовать и ритмически ей сопереживать. Для этого очень важно сидеть недалеко от музыкантов и ощущать волны, которые идут от них. У нас играют практически без электричества – живой рояль, живой контрабас, живые духовые. Так и должно быть. Я был в Гарлеме в клубах, где сидят 15—20 человек, — они тоже как-то пробиваются, хоть и с большим трудом. Просто там ужасная еда или ее нет совсем, а мы стараемся, чтобы у нас было вкусно.

Вы ощущаете в России интерес к джазовой музыке?

Еще какой.

Вы могли бы жить и работать за рубежом?

Мог бы. Не знаю, правда, насколько мне было бы комфортно и как бы я себя чувствовал — хуже или лучше, чем здесь. Но пока я такой потребности не испытываю, хотя возможности есть. Если возникнет идея международного проекта, я поеду и займусь им.

Сейчас, слава богу, — стучу по дереву — мы еще можем ездить куда угодно и возвращаться. Раньше люди уезжали на всю жизнь как на другую планету. Так бы я не рискнул: меня многое держит здесь. Я не могу надолго оставить свой клуб — это мое детище. Скоро 50 лет «Машине времени» — надо готовиться, составлять план тура, придумывать, как сделать концерты необычными. В декабре у меня будет выставка, и я заканчиваю работы, сижу по локоть в краске. У меня очень много дел.

Где вы берете на все это силы?

Откуда я знаю? Берутся, и слава богу. Если каждое из этих дел — любимое, силы найдутся. Если делать то, что не нравится, сдуешься тут же.

Есть ли у вас занятие, которое вы бы назвали отдыхом в чистом виде?

Подводное плавание, подводная охота. Когда мы ездим на гастроли, я часто беру с собой «снарягу»: рано утром ныряю, вечером играю концерты.