Супербосс из Marvel | Большие Идеи

・ Дело жизни
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Супербосс
из Marvel

Четыре урока от бывшего президента издательства Marvel Comics Стэна Ли

Автор: Сидни Финкельштейн

Супербосс из Marvel
Фото: KIM KULISH/CONTRIBUTOR/GETTY IMAGES

читайте также

Джентльмены неудачи

Марина Иванющенкова

Как я стал оптимистом

Тони Шварц

Сделайте так, чтобы ваша новая идея выглядела не такой пугающей

Уитни Джонсон

Шесть причин неудачных решений

Майк Эрвин

Стэн Ли не любил, когда художники напрасно тратили время. Выдающийся автор и издатель комиксов, умерший в ноябре 2018 года в возрасте 95 лет, считал, что, если люди сидят без дела, они в любой момент могут от скуки уйти к конкуренту. Кроме того, он всегда лично заботился о том, чтобы его сотрудникам не приходилось считать каждый цент. Ли всегда обеспечивал своим подчиненным постоянную занятость, иногда даже в ущерб бизнесу.

Многим известна история о том, как однажды Стэн Ли раздал намного больше заданий, чем было нужно компании, и не сказал об этом своему начальнику, издателю Мартину Гудману. Лишними комиксами он забил один из шкафов в студии, чтобы воспользоваться ими, когда придет время. Когда Гудман увидел этот шкаф, он велел Ли уволить всю его команду. Тот выполнил указание начальника, хотя и чувствовал, что это было ошибкой. Впоследствии Ли настаивал на том, что, давая дополнительные задания, он инвестировал в своих сотрудников.

Я изучал биографию и карьеру Стэна Ли для моей книги «Супербоссы». Как я уже писал раньше в статье HBR, супербосс — это не просто хороший начальник, который умело организует рабочий процесс или перевыполняет план по доходам. Супербоссы находят талантливых сотрудников, обучают их и обеспечивают постоянных приток новых кадров. Так, например, Джон Стюарт делал популярными комиков в передаче Daily Show, а шеф-повар и ресторатор Элис Уотерс помогала карьере новых шефов. Супербоссы, умеющие находить, воспитывать и развивать таланты, как супергерои из комиксов, оказывают колоссальное влияние на то, что происходит в компании.

Не давать сотрудникам скучать — это всего лишь один из уроков, который я усвоил благодаря Стэну Ли. Второй не менее важный урок — не становиться цензором. Ли предпочитал, чтобы участники его команды самостоятельно принимали все креативные решения. Он вспоминал, как однажды ему довелось работать над комиксом, в финале которого было использовано слово «пого-стик» (pogo stick — популярная игрушка в виде прыжковой ходули — прим. ред.). Редактор комикса решил, что негородским читателям не понравится слово «пого-стик» и велел заменить его на «роликовые коньки». Ли согласился, хотя это и испортило шутку. В конце концов, комикс и вовсе не вышел в свет, а Ли признался: «Такая цензура для меня — это почти бесстыдство». Нанимая художника, дайте ему возможность делать свою работу, объяснял он. «Если человек занимается творческим трудом, и, по его мнению, что-то должно быть сделано так, а не иначе, позвольте ему сделать это», — призывал Ли.

Стэн Ли подкрепил свои слова делом несколько лет спустя, когда комикс «Халк», франшиза компании Marvel, лег в основу популярного телесериала. Он был поражен тем, как творческая команда трансформировала «Халка» для нового формата, и был рад остаться в стороне. Позднее он вспоминал: «Я очень многое понял про телевидение из наших разговоров с Кеном Джонсоном о том, как лучше адаптировать «Невероятного Халка» к формату телевизионного сериала. Успех этого шоу, созданного под руководством Кена, доказывает, насколько важно доверять творческие проекты по-настоящему талантливым и креативным людям». Ли с удовольствием отстранился и доверился самым молодым членам команды, которых более консервативные руководители сочли бы слишком «зелеными».

Третий урок, который я перенял от Стэна Ли, — хвалите своих сотрудников, когда они этого заслуживают. Это звучит так просто, но так редко случается в жизни. Один из приемов, которым Ли пользовался, чтобы похвалить коллег, — страница с фамилиями авторов. Этот раздел был уникальным, до Ли художники которые рисовали комиксы, оставались анонимными. На этой странице вы могли прочесть, например, такое: «Сценарий написан со Страстью Стэном Ли. Нарисовано с Гордостью Джеком Керби. Великолепно раскрашено Джо Синноттом. Текст написан Скрипучим Пером Арти Симека». Кроме того, Ли регулярно писал о своих сотрудниках в ежемесячном бюллетене The Bullpen Bulletin. Такие отзывы иногда меняли карьеры. Например, художник Джек Керби в середине своего карьерного пути получил от Стэна Ли прозвище «Король комиксов», и многие называют его так и по сей день. Такой пиар был не только полезен авторам комиксов. Он позволял молодым читателям стать преданными фанатами того или иного художника. Благодаря этому многие художники стали ассоциироваться с Marvel, а читатели почувствовали особую связь с любимым брендом. Так Ли продвигал своих талантливых сотрудников и повышал уровень профессионализма в мире комиксов (это было еще одной его страстью).

Наконец, пример Стэна Ли напоминает нам о том, что мы должны мечтать о большем. Это оптимальный способ мотивировать своих лучших сотрудников. «Мы пытаемся переосмыслить жанр комиксов и сделать его достойным уважения», — сказал однажды Ли. Он чувствовал, что комиксы — место для важных социальных высказываний, что они могут быть проницательными и остроумными. Он верил, что наступить день, когда любой образованный взрослый человек не будет стесняться идти по улице с комиксами в руках, и всеми силами приближал этот день. Он считал, что комиксы должны изучаться в университетах: «Если люди изучают кино, телевидение, оперу, балет, концерты, скульптуру, живопись, и другие жанры искусства, они могут изучать и комиксы, потому что комиксы тоже формируют образ мышления людей». Ли утверждал, что нет никаких причин, по которым комиксы не должны считаться искусством. И этот подход привлек к созданию комиксов многих талантливых художников.

Да, Ли не был идеальным, как и любой другой человек. Но в конечном счете, он изменил роль комиксов, сделав их искусством, привнес больше профессионализма в свою отрасль и способствовал карьерному росту десятков своих сотрудников. Любой руководитель охарактеризовал бы такое наследие словом «супер».

Об авторе. Сидни Финкельштейн (Sydney Finkelstein) — профессор менеджмента в бизнес-школе Така Дартмутского колледжа, автор книги «Superbosses: How Exceptional Leaders Master the Flow of Talent».