Вера Вонг: «Бизнес — это и есть творчество» | Большие Идеи

・ Дело жизни
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Вера Вонг: «Бизнес — это и
есть творчество»

Дизайнер Вера Вонг о своей карьере и родстве творчества и бизнеса

Автор: Элисон Биард

Вера Вонг: «Бизнес — это и есть творчество»
Фото: из архива Веры Вонг

читайте также

Поощряйте альтруизм

Данн Элизабет,  Нортон Майкл

Как бороться с нечестными сотрудниками

Галина Ефремова

Положите конец недопустимому поведению начальника

Лайан Дэви

В поисках идей: свежий выпуск

Вера Вонг запустила свою линию свадебных платьев и открыла в Нью-Йорке магазин, когда ей было 40: до этого она много лет работала редактором раздела моды в журнале Vogue, а позже создавала аксессуары для Ralph Lauren. Сегодня, три десятка лет спустя, Vera Wang — это глобальный бренд в сфере моды, красоты, украшений и даже домашней утвари.

HBR: Почему вы решили стать независимым дизайнером именно в этом возрасте?

Вонг: Возможно, я предпочла бы начать в 20 или в 30 лет — но тогда, думаю, мне это было не по плечу. Даже в 40 у меня не было убежденности, что я справлюсь. Я всегда жила с мыслью, что нужно набраться опыта и накопить денег. У меня за спиной уже были две невероятные карьеры: в Condé Nast и в Ralph Lauren. И все же казалось, что мне не хватает навыков и уверенности. Меня подтолкнул отец. Я тогда готовилась к свадьбе (мне было 39, это немало для невесты) и искала платье. Отец решил, что это отличная бизнес-возможность. Он сам был предпринимателем и обратил внимание на то, что свадебная мода сопряжена с относительно низким риском: не надо держать большие склады, не нужен широкий выбор ткани (в то время было так), при этом поток клиентов стабилен, ведь люди не перестают вступать в брак. Правда, постоянных покупателей почти нет. Я вообще ничего не знала о дизайне свадебных платьев. И не считала, что готова заниматься этим. Но у меня была цель: увлечься чем-то, начать работать в этой области и внести в нее ощутимый вклад. Что я и сделала.

Чему вас научил Ральф Лорен?

У Ральфа четкое представление о сути его бренда. Что бы ни происходило, его не свернуть с пути. Иногда на совещаниях он заявлял: «Можете не рассказывать мне, что делают другие. Мне все равно». Ральф продавал миру свой взгляд на Америку, и его люди верили в него. А если кто-то не верил — он указывал на дверь. Работая у человека с ­такой внутренней убежденностью, перенимаешь его подход.

Какие советы вы даете молодым дизайнерам?

Иметь мечту — прекрасно. Но для начала поработайте у того, кого уважаете (или хоть у кого-нибудь): вы будете учиться, а вам за это будут платить. Трудитесь не разгибаясь, не лезьте в политику, уважайте людей, делайте свое дело и, главное, будьте открыты. Ни в Vogue, ни в Ralph Lauren я не считала рабочие часы. Вечером в воскресенье? Без проблем! В субботу, когда я провожу время с семьей и друзьями? Уже бегу: спасибо, что вам небезразлично мое мнение и что вы даете мне шанс поучиться у умных и успешных людей. Я всегда так относилась к работе.

Вы и дизайнер, и руководитель. Как вы находите баланс?

Я только и делаю, что расставляю приоритеты. «Сначала вот это, и чтоб никто не мешал, потом вот это, дальше вот это». Есть дизайнеры, которые мыслят только категориями дизайна и не понимают, что компания — это не только они: есть еще аренда, страховка, зарплата. Когда ты владелец, ты всегда помнишь сразу обо всем, ведь от тебя зависит достойная жизнь множества людей. Каждый раз, принимая решение, я задаюсь вопросом: я это делаю для себя или для бизнеса? У меня в голове из-за этого война. С другой стороны, не менее сложно быть творцом и не иметь права голоса в управлении компанией. Наша индустрия очень сложная. У нас море конкурентов. Все стремительно меняется. Помню, отец сказал мне: «Я знаю, ты хочешь быть творческим человеком. Но ведь бизнес — это и есть творчество». И он прав.