«Задача МФТИ — стать брендовым университетом мирового уровня» | Harvard Business Review Russia
Дело жизни

«Задача МФТИ — стать брендовым университетом мирового уровня»

Анна Натитник
«Задача МФТИ — стать брендовым университетом мирового уровня»
Фото: Павел Маркелов

Поступив в 1967 году в Московский физико-технический институт, Николай Николаевич Кудрявцев остался в нем, чтобы пройти путь от ассистента кафедры до ректора. Профессор, член-корреспондент РАН, он 23 года возглавляет сильнейший технический вуз страны, занимающий высокие строчки мировых рейтингов. 

HBR Россия: Как МФТИ дался переход на дистанционное обучение?

Кудрявцев: Мы перешли за два-три дня, причем на высоком уровне и без особых проблем. У нас уже многое было готово: мы и раньше использовали элементы дистанционного обучения. В сложившейся ситуации мы увидели немало плюсов. Например, студенты могут посмотреть лекции всех преподавателей, читающих тот или иной предмет, и выбрать того, кто им нравится. А преподавателям волей неволей приходится более четко структурировать свои лекции и занятия. При этом нагрузка на них, конечно, возрастает.

Сохраните ли вы онлайн-обучение, хотя бы частично, в будущем?

Уже сейчас многое можно сделать в режиме онлайн с привлечением элементов искусственного интеллекта. Специальные алгоритмы могут следить, как идет процесс обучения, диагностировать, какие разделы студент хуже усваивает, корректировать его нагрузку. Это и есть перспектива, над которой мы думаем. 

Я убежден, что преподаватель нужен для проектной работы, для консультаций со студентами. А то, что учащийся может сделать сам: изучить предмет на базовом уровне, выполнить какие-то задания, — он должен делать без участия преподавателя, в онлайн-режиме. С педагогов надо снять часть нагрузки, освободить их от технической рутины, оставить им творческую работу, общение со студентами. Общение — это самое важное в учебном процессе. Если разгрузить преподавателей, они смогут взаимодействовать со студентами более тесно, говорить с ними о креативных вещах, о высоком полете мысли в той или иной задаче, а не разбирать азы. Это позволит существенно повысить качество образования.

Когда вы планируете перейти к такому методу обучения?

Полная версия статьи доступна подписчикам
Вы уже подписаны?
Тогда авторизуйтесь
советуем прочитать
Компания  как  экосистема: биология выживания
Ривз Мартин,  Саймон Левин,  Уэда Дайчи
Красивое решение
Новаш Ирина,  Евгения Чернозатонская