Фрэнсис Форд Коппола: «Если вы нашли слово, то подумайте: о чем оно говорит?» | Большие Идеи

・ Дело жизни
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Фрэнсис Форд Коппола: «Если вы нашли слово, то подумайте: о чем
оно говорит?»

Фрэнсис Форд Коппола объясняет свой успех тем, что всю жизнь «думает, как шестилетний мальчик». Он был продюсером 72 фильмов и режиссером 33-х. Его «Крестный отец» и «Апокалипсис сегодня» ­числятся среди лучших в истории кинематографа. Сейчас он ­самостоятельно работает над недорогим коротким фильмом. И еще он производит вино из своего ­винограда, выращенного в долине Напа. В этом деле, по словам Копполы, главное, как и для режиссера фильма, — видеть картину в целом.

Автор: Элисон Биард

Фрэнсис Форд Коппола: «Если вы нашли слово, то подумайте: о чем оно говорит?»

читайте также

Кто там шагает левой?

Литвинов Дмитрий

Как создать эффективную культуру экспериментов

Нил Хойн ,  Фрэнк Сеспедес

Как использовать стресс себе на пользу

Сьюзан Дэвид

Ответственность или смирение

Кантроу Алан

Фрэнсис Форд Коппола объясняет свой успех тем, что всю жизнь «думает, как шестилетний мальчик». Он был продюсером 72 фильмов и режиссером 33-х. Его «Крестный отец» и «Апокалипсис сегодня» ­числятся среди лучших в истории кинематографа. Сейчас он ­самостоятельно работает над недорогим коротким фильмом. И еще он производит вино из своего ­винограда, выращенного в долине Напа. В этом деле, по словам Копполы, главное, как и для режиссера фильма, — видеть картину в целом.

HBR: Вы снимали и крупнобюджетные блокбастеры, и дешевые короткие фильмы. Они по-разному делаются?

Коппола: Чем меньше бюджет, тем масштаб­нее идеи; чем больше бюджет, тем меньше идей и больше приключений. Я всю жизнь снимал дорогие фильмы, чтобы зарабатывать день­ги и делать собственное кино. А 16 лет назад я стал виноделом и теперь могу оплачивать производство своих фильмов на то, что мне дает продажа вина. Недавно я подумал: почему бы, как советует моя дочь Софи, не представить себе, что мне 21 и не начать все с нуля? Почему бы не составить смету недорогого фильма и не махнуть в Румынию — ­одному, без коллег, которым надо много платить. В  конце концов я так и сделал.

Работая с голливудскими боссами, как вы добиваетесь их согласия?

Когда чувствуешь, что пора сойти с проторенного пути, надо идти ва-банк. Во время кастинга на «Крестного отца» киностудия была против Марлона Брандо. Я поехал к Брандо домой, прихватил с собой итальянские колбаски и сигары, разложил их, он набриолинил волосы и начал импровизировать, а я заснял это на камеру. Потом принес пленку главе кинокомпании. Он сначала сказал: «Нет. Исключено». Но потом увидел перевоплощение Брандо — и я перетянул его на свою сторону, и все остальные взяли под козырек. То же самое, за что вас увольняют, когда вы молоды, с годами приносит вам славу.

У вас дружная семья. Как вы совмещаете семейную жизньс работой?

Знаю я таких 45-летних ребят, которые говорят: «Сначала карьера, а потом уж дети». А я им отвечаю: «Заведете детей, будет и карьера». Я женился в 22 года, и сразу родился ребенок. Пришлось думать о том, как обеспечить нашу маленькую семью. Я столькому же научился у своей жены и детей, сколькому научил их сам.

Если вы попадаете в творческий тупик, то как из него выбираетесь?

Когда интуиция молчит, я делаю простое упражнение: пытаюсь сформулировать тему одним-двумя словами. В «Разговоре» это была «личная жизнь», в «Крестном отце» — «преемст­венность». Я и детей своих учу делать так же. Если вы нашли слово, то подумайте: о чем оно говорит? И наверняка поймете, что делать.

Вы как-то говорили, что ваш отец ­многого добился, но все-таки не чувст­вовал себя удовлетворенным. Вы тоже?

Да, потому что мне очень хочется написать что-нибудь прекрасное и потом сделать из этого прекрасный фильм. Я имею в виду — ­написать все от начала до конца, а не переделать ­готовую книгу. Но ведь мне 72, и знают меня по фильмам, снятым лет 30 назад. А люди понимают цену фильмам, только спустя время. Эти же фильмы, когда я их делал, много критиковали, и я не чувствовал себя удовлетворенным. С тех пор я выпустил пару фильмов — один из них, по-моему, хорош, — а к ним относятся так же, как к прежним. Кто знает, что скажут через 30 лет? Я уже не узнаю.