Марина Абрамович: «Важно быть уязвимой и демонстрировать то, чего боишься и стыдишься» | Большие Идеи

・ Дело жизни
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Марина Абрамович: «Важно быть уязвимой и демонстрировать то, чего боишься
и стыдишься»

Мастер перформанса Марина Абрамович об источнике идей, избавлении от хлама и пользе уязвимости

Автор: Элисон Биард

Марина Абрамович: «Важно быть уязвимой и демонстрировать то, чего боишься и стыдишься»
Фото: Paola + Murray

читайте также

Онлайновое обслуживание эффективно, но дорого

Деннис Кэмпбел,  Фрэнсис Фрей

Временно ваш

Юлия Фуколова

Контроль для галочки

Хуэй Чэнь,  Юджин Солтес

Неожиданный потенциал Google Glass

Уолтер Фрек

Марина Абрамович вот уже несколько десятилетий расширяет границы искусства перформанса. Ей приходилось биться о стены, резать себя бритвой, сидеть неподвижно по 750 часов. Начав с участия в арт-фестивалях, она постепенно пробила себе дорогу на самые значимые площадки мира, такие как Венецианская биеннале или нью-йоркский Музей современного искусства. Автобиография Марины «Walk Through Walls» («Проходя сквозь стены») вышла в свет этой осенью.

HBR: Как вы творите?

Абрамович: У меня никогда не было студии. Студия расслабляет, и ты начинаешь повторяться. Я не езжу отдыхать. Я отправляюсь в исследовательские поездки туда, где нет кока-колы и элект­ричества. Мне интересны природа и люди разных стран, испытывающие возможности своего тела и разума непостижимыми для нас способами. Я открываюсь жизни — и тогда идеи приходят сами, неожиданно. Я всегда отказываюсь от приятных и простых идей. Загораюсь только теми, которые меня тревожат и преследуют. Именно они выводят на новые территории.

В молодости вас как художника не ­понимали. Как вы справлялись?

Я не смирялась с отказами. Если я убеждена в своей правоте, я делаю по-своему. Не будь у меня этой убежденности, я бы давно бросила свое дело. После 1970-х мастера перформанса занялись живописью, скульп­турой, архитектурой: перформанс оказался им не по силам. Я так счастлива, что не сдалась.

Откуда вы берете силы?

Мои родители были героями войны в Сербии, и в детстве меня учили, что надо все, в том числе личную жизнь, приносить в жертву высшей цели. Так меня воспитывали, так я и живу.

Чему вы учите юных художников?

Сначала мы выясняем, что ими движет, потом — что им стоит сделать, как развить идею, с чего начать перформанс, как его закончить, как подготовиться и войти в нужное ­состояние, как дышать. Еще я учу их избегать зависимости от галерей. На одном из первых ­выступлений­ я продала все свои фотографии и не получила ни гроша. Не хочу, чтобы молодые прошли через это. Я хожу к ним домой и в студию. Заставляю составить список всех принадлежащих им вещей — и они ужасаются, сколько барахла скопили. Затем мы все вычищаем и начинаем с чистого листа.

В вашей книге описано оригинальное упражнение для учеников.

Да. Два месяца подряд каждый день они по два часа сидят за столом, на котором разложены 1000 кусочков белой бумаги, и записывают свои идеи. Хорошие кладут на край стола, а плохие бросают в корзину. Я читаю только те, что в корзине. Это настоящее сокровище — там все, чего они боятся и что им следует сделать.

Критики разнесли вас за то, что в черновиках своих мемуаров вы описали австралийских аборигенов в расистских выражениях. Что вы можете им ответить?

Я чрезвычайно огорчена этой реакцией. Я плохо подобрала слова (это были выдержки из дневника 1979 года), но их источником были благоговение, уважение и любовь. Год, который мы с [моим партнером] Улаем провели в Малой Песчаной пустыне с племенами питянтятяра и пинтупи, стал для меня переломным.

Вы как-то сказали, что часть вас борется с сомнениями в себе. Как вам удается держать эти чувства в узде?

Очень важно быть уязвимой и демонстрировать то, чего боишься и стыдишься, всем — не только близким, но и публике. Это помогает навести мосты. Выстроить доверие.