Момент истины | Большие Идеи

・ Дело жизни
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»


Момент истины

Разговор об автомобильном транспорте без вредных выбросов с основателем Better Place Шаем Агасси

Автор: Жозетт Акреш-Гонсалес

Момент истины

читайте также

Коррупция в вузах

Сергей Гуриев

Наш мозг обманываться рад

Юлия Фуколова

Почему справедливый босс часто проигрывает

Адам Галински,  Вайзенфельд Батя,  Ротман Наоми

Как контролировать эмоции во время сложного разговора

Эми Галло

Получив предложение возглавить SAP — мирового лидера в корпоративном ПО, Шай Агасси внезапно совершил карьерный разворот на 180°. Он вновь стал независимым предпринимателем и запустил венчурный проект, цель которого — в мировом масштабе покончить с зависимостью транспорта от нефти. Идея сорокалетнего Агасси вызвала интерес. Основанная им компания Better Place («Лучший мир») уже сумела привлечь $200 млн и заключила соглашения с правительствами Израиля, Дании, Австралии, а также со штатами Гавайи, Калифорния и канадской провинцией Онтарио о создании инфраструктуры для зарядки и замены аккумуляторных батарей, которая поможет шире распространить электротранспорт. В 2011 году Renault-Nissan планирует запустить производство электромобилей на полную мощность.

HBR: Как вы из руководителя ИТ-корпорации стали предпринимателем в энергетике?

Агасси: В 2006 году я ясно понял — сейчас или никогда! Именно в такие моменты происходит самый важный выбор: направо — одна карьера, налево — совсем другая. Я был тогда в Париже и глубоко задумался, стоит ли мне двигаться по прежней траектории и возглавить SAP. Вся моя предшест¬вующая жизнь и работа готовили меня к этой должности, однако мысль об автомобилях, работающих без бензина, никак меня не оставляла. Компания Better Place в то время была всего лишь замыслом, о бизнес-плане не было и речи. И в тот момент я легко мог упустить шанс этот замысел осуществить. Помню, как я долго гулял по Елисейским полям, пытаясь все хорошенько обдумать. Я рисовал один из возможных сценариев: вот мне уже 50, и я по-прежнему работаю в SAP. Я мысленно видел, что мы стали компанией номер один в мире, обогнав Microsoft. А затем я вообразил другой сценарий — мне 50, и я, оставив много лет назад SAP, занялся осуществлением своей мечты. Я представил себе худшее, что может произойти, — мое детище Better Place потерпело крах. В пять утра, после бессонной ночи, я сказал себе: «Это момент истины: лучше неудача с Better Place, чем успех в SAP, ведь никакая должность не сравнится с попыткой спасти мир».

Когда вы придумали бизнес-модель своей компании?

Каждый вечер я открывал сайт Wikipedia, выбирал какой-то термин, например «этанол» или «природный газ», и часами изучал все, что есть на эту тему. В конце ¬концов я написал открытое письмо, в котором изложил план: используя существующие технологии создать автомобиль, работающий на литиево-ионных батареях с возможностью подзарядки от возобновляемых источников энергии. Потребители будут приобретать определенное количество миль пробега, а Better Place — владеть аккумуляторами. Сеть станций позволит легко сдавать разрядившиеся аккумуляторы и получать взамен заряженные. На эту операцию потребуется меньше времени, чем на заправку бензином. Вдобавок можно будет подзаряжать аккумуляторы у себя дома или на автостоянке. Для таких регионов, как Израиль или Гавайи, где необходимость избавиться от нефтяной зависимости по причинам политического и экономического характера ощущается особенно остро, этот план уже сейчас поставлен на повестку дня. Но в перспективе перейти на электроэнергию придется всему миру. Причины все хорошо знают — это высокие цены на нефть, соображения энергобезопасности и необходимость сокращать выбросы.

Итак, идея сформулирована — что вы сделали дальше?

Я представил свой план на нескольких конференциях и получил поддержку от правительства Израиля, которое поставило перед собой цель — к 2020 году полностью избавиться от нефтяной зависимости. Обращался к руководителям нефтяных компаний, автоконцернов, ко всем, кто был готов меня выслушать, и рассказывал о своем плане. И все отвечали: «Если это такая замечательная идея, почему бы вам самому не заняться ее осуществлением?» И я принял вызов, однако по-прежнему надеюсь, что и другие компании не останутся в стороне. Мне хочется, чтобы у Better Place появлялись не только новые инвесторы, но и последователи. Если мир действительно хочет покончить с нефтяным проклятьем, в течение следующих пяти-восьми лет на наших дорогах должны появиться сотни миллионов электромобилей. Если их будет всего 10, 20 или даже 30 миллионов — нам конец. Ведь автомобили это не какой-то нишевый товар, а глобальное изменение климата не будет ждать, пока мы изобретем идеальный двигатель, идеальный аккумулятор или идеальную бизнес-модель. Значит, мы должны уже сейчас четко рисовать себе такое будущее, в котором будем управлять электромобилями не только на дорогах Израиля, Гавайев, Австралии или Дании, но и на всей территории Соединенных Штатов Америки и Китая.