Три вопроса для развития эмоционального интеллекта | Большие Идеи

・ Эмоциональный интеллект
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Три вопроса для развития
эмоционального интеллекта

Дэниел Гоулман о том, как правильно развивать EI

Авторы: Дэниел Гоулман , Мишель Неварес

Три вопроса для развития эмоционального интеллекта
Иллюстрация: DANIEL HURST PHOTOGRAPHY/GETTY IMAGES

читайте также

О чем говорят письма Джеффа Безоса

Борис Гройсберг,  Триша Грегг

Джеймс Бонд и будущее продакт-плейсмента

Лоран Мюзеллек

Что делать, если вы умнее своего начальника

Эми Галло

В поисках идей: августовский выпуск

Весь мир уже в курсе того, что такое эмоциональный интеллект (EI), однако не все понимают, как повысить его уровень — либо потому что не знают, на чем именно стоит сосредоточить свои усилия, либо потому что не понимают, как усилить эти навыки на практике.

За годы работы с компаниями и руководителями мы выяснили, что, если вы хотите развить определенные аспекты эмоционального интеллекта, вам стоит обратить внимание на области, которые развивают люди, имеющие те же цели, что и вы. Здесь важно не просто понять, над чем вам стоит поработать, а начать активно формировать новые привычки в выбранных областях.

Чтобы начать двигаться к цели, задайте себе три вопроса.

В чем разница между тем, как вы себя видите, и тем, как вас воспринимают окружающие?

В процессе любого обучения первый шаг — понять, как ваше самовосприятие (то, как вы себя видите) отличается от фактического имиджа (того, как другие видят вас).

Этот шаг особенно важен на пути развития эмоционального интеллекта, ведь часто мы не отдаем себе отчета в том, как именно мы выражаем себя и считываем эмоциональные сигналы при взаимодействии с другими людьми. Например, большинство людей думают, что они хорошие слушатели, хотя на самом деле это не так. Без такой сверки с действительностью вам будет сложно понять, как ваши действия сказываются на конечном результате. Обратная связь от окружающих может доказать необходимость изменений и послужить стимулом к ним.

Кроме того, эмоциональный интеллект нельзя свести к какой-то конкретной цифре, как в случае с IQ. Нельзя сказать: у меня «высокий» или «низкий» эмоциональный интеллект. EI состоит из четырех ключевых аспектов: самосознания, самоконтроля, социального восприятия и умения налаживать отношения. У каждого из нас какой-то из них развит лучше, а какой-то хуже. (В пределах этих четырех категорий насчитывается в общей сложности 12 изученных и поддающихся изучению компетенций.)

Чтобы получить наиболее полное представление о разнице между самовосприятием и вашим реальным образом, советуем вам воспользоваться методом оценки «360 градусов», который учитывает множество аспектов эмоционального интеллекта. Мы пользуемся индексом эмоциональной и социальной компетентности (ESCI-360, коммерческий продукт, разработанный одним из членов нашей команды — Дэниелом — совместно с Ричардом Бояцисом из Университета Кейс Вестерн резерв и компанией Hay Group, входящей в состав Korn Ferry). Однако во многих организациях есть свои системы оценки. Главное — найти такую систему, которая: гарантирует конфиденциальность лицам, предоставляющим обратную связь; ориентирована на развитие, а не на оценку производительности (поскольку она искажает результаты обратной связи); дает подробное представление о том, по каким именно параметрам окружающие оценивают вас иначе, чем вы сами.

Еще один способ взглянуть на себя со стороны и понять, как ваши привычки влияют на карьеру и отношения с людьми, — поработать с коучем. Коуч поможет вам разобраться в себе и увидеть, какие суждения и нарративы работают против вас. Приложите усилия и найдите по-настоящему хорошего коуча. Коучинг — не лицензированная профессия, поэтому вам придется самостоятельно запрашивать рекомендации и выяснять, имеет ли кандидат должную подготовку. Если вариант работы с коучем невозможен для вас, найдите себе партнера по обучению, лучше всего коллегу. Важно, чтобы вы доверяли его мнению и он был готов регулярно обсуждать ваши дела и успехи.

Что для вас важно?

Когда вы получите обратную связь с помощью оценки по методу «360 градусов» или от своего коуча, проанализируйте, над чем, по мнению других, вам стоит поработать. Однако держите в голове и собственные цели — то, что вы хотите исправить в настоящем и к чему стремитесь в будущем. Когда речь идет о развитии навыков в области эмоционального интеллекта, важно помнить, что вы играете против себя, если делаете что-то только из-за того, что об этом упомянул ваш коллега, начальник или кто-нибудь из отдела HR. Эмоциональный интеллект очень тесно связан с ощущением собственного «я», и в деле изменения давней привычки подлинная мотивация играет гораздо большую роль, чем при освоении более тривиального навыка (например, составления бюджета).

Это означает, что те области, которые вы решите активно проработать, должны лежать на пересечении обратной связи от окружающих и ваших собственных устремлений. Спросите себя, чего вы хотите. Развить лидерские навыки? Научиться лучше работать в команде? Оказывать более положительное влияние? Научиться лучше управлять собой и больше фокусироваться на по-настоящему важных целях? Или — ваши цели не должны быть строго профессиональными — вы хотите наладить отношения с мужем, женой или ребенком-подростком? Понимание того, как текущие привычки влияют на достижение поставленных целей, поможет вам осилить долгий путь, который предстоит пройти по дороге к развитию эмоционального интеллекта.

Например, вы получаете отклик о том, что вы не лучший слушатель, хотя сами вы уверены в обратном. Вместо того, чтобы воспринимать результаты опроса в штыки или попросту игнорировать их, отступите на шаг и сверьте их со своими целями. Возможно, вы обозначили, что хотите лучше сходиться с окружающими, понимать других людей и более продуктивно с ними общаться. Поможет ли вам в этом развитие навыков слушания? Рассмотрев обратную связь с этой точки зрения, вы увидите в ней возможность для роста и движения по направлению к цели, а не угрозу.

Какие шаги вы предпримете для достижения поставленных целей?

После того, как вы поймете, какие именно навыки эмоционального интеллекта вы хотите развить, определитесь с пошаговым планом действий. Скажем, если вы хотите стать лучшим слушателем, вы можете решить, что отныне во время разговора с другим человеком, прежде чем ответить, вы будете намеренно брать паузу, чтобы выслушать собеседника и понять, о чем он говорит. Будьте конкретны. Это поможет изменить необходимую привычку.

Используйте каждую возможность, чтобы попрактиковать навыки, над которыми вы работаете в данный момент. Вы пытаетесь натренировать свой мозг иначе реагировать на обыденные ситуации. А согласно принципу нейропластичности, чем чаще вы задействуете определенную нейронную цепь, тем сильнее становится связь между нейронами. Когда речь идет об изменении привычек, мозг не делает различия между домом и работой: практикуйтесь в одном и том же ключе как дома, так и на работе, как с партнером и ребенком-подростком, так и с начальником и подчиненными.

Чтобы постоянно замечать новые возможности для тренировки, вам придется стать чуть внимательнее. Сначала процесс тренировки новых привычек потребует усилий (и будет казаться странным). Но с каждым разом нейронные связи будут становиться все сильнее, и вскоре новый паттерн поведения войдет в привычку. Вам будет легче притормозить себя и выслушать человека, вместо того, чтобы перебить его от избыточного желания ответить. Однажды вы почувствуете, что нейронный рубеж пройден и отныне вы действуете на автомате, не прилагая усилий. Это значит, что новая привычка (нейронная связь) окончательно заменила старую.

На этом этапе вам также могут пригодиться услуги коуча, особенно если он умеет помогать лидерам и руководителям развивать навыки эмоционального интеллекта. Хороший коуч поможет вам выбрать подходящую систему оценки, поддержит на пути к цели, определит нарративы и привычные паттерны мышления, которые мешают вам развиваться, и поможет не поддаться им в трудные дни.

Ответив на перечисленные выше вопросы и начав менять привычные реакции, вы быстро определите старые привычки, тянущие вас назад, и трансформируете их в новые, что позволит двигаться вперед.

Об авторах

Дэниел Гоулман (Daniel Goleman) — автор книг и статей об эмоциональном интеллекте, сопредседатель консорциума по исследованиям в области эмоционального интеллекта в организациях, базирующихся в Высшей школе прикладной и профессиональной психологии Ратгерского университета. Его последняя книга «Building Blocks of Emotional Intelligence» представляет собой исследование двенадцати компетенций, которые и составляют эмоциональный интеллект.

Мишель Неварес (Michele Nevarez) — коуч и опытный HR. Она занимается подготовкой руководящих кадров, сертификацией коучей и развитием онлайн-платформы Дэниела Гоулмана, предоставляющей программы обучения эмоциональному интеллекту. Преподаватель программы «Повышение благосостояния на рабочем месте: нейробиологический подход», разработанной Школой бизнеса и Центром по оздоровлению сознания при Висконсинском университете в Мэдисоне.