Три шага, которые сделают ваших сотрудников счастливыми | Большие Идеи

・ Эмоциональный интеллект
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Три шага, которые сделают ваших
сотрудников счастливыми

Как сплотить команду вокруг общих побед

Автор: Алекс Лю

Три шага, которые сделают ваших сотрудников счастливыми
Фото: EONEREN/GETTY IMAGES

читайте также

Почему иногда важно сделать шаг назад для продвижения вперед

Дори Кларк

Осторожно, «зеленый пиар»!

Роберт Экклз,  Чармиан Лав

Кому не нужен персональный брендинг

Надежда Кобина

Продавцы наносят ответный удар

Марина Иванющенкова

Новые надежды и обещания цифровой эпохи иногда заставляют забыть, что старое доброе человеческое «хочу» все еще настолько же важно для достижения целей бизнеса, как и прежде.

Сейчас компании вкладывают огромные средства в технологии, которые позволили бы сотрудникам более тесно взаимодействовать друг с другом, с клиентами и с остальными заинтересованными сторонами. Тем не менее во многих случаях оказывается непросто преодолеть установки сложившейся корпоративной культуры: слишком много разобщенных отделов и уровней иерархии, сотрудники предпочитают оставаться в зоне комфорта, по-прежнему ограничиваясь измерениями ключевых показателей эффективности и сопротивляясь новым способам выполнения своих функций и контактам с окружающими.

Это большая проблема. Что поможет ее решить? Радость. Почему именно она? Вот две причины: людям свойственно стремиться к радости; она объединяет сильнее, чем любой другой человеческий опыт.

Это хорошо видно в спорте. Когда команда показывает себя с лучшей стороны, преодолевая собственные ограничения и проблемы, все игроки — как и все без исключения зрители на трибунах — испытывают неподдельный восторг, еще больше подстегивающий команду. Успех порождает радость. Радость способствует дальнейшему успеху. В общем ликовании забывается все остальное.

Есть ли место для радости, столь очевидной во время спортивных соревнований, и в бизнесе? Естественно!

В любой командной работе радость определяют чувства гармонии, влияния и признания — и все это под силу развивать в своих организациях бизнес-лидерам.

Гармония. В командах-победителях каждый игрок играет свою роль в достижении цели. Один мастерски делает передачи. Другой — отличный бомбардир. Третий умеет обострить игру и задать настрой на борьбу. Когда разнообразные навыки и сильные стороны товарищей по команде действительно объединяются, это прекрасно.

Влияние. Гармония в команде обеспечивает результат, что еще больше радует. Даже если в итоге была лишь одна удачная игра или даже только голевой момент, влияние общей радости на каждого участника становится ощутимым. Это видно на их лицах, когда они обнимаются и ликуют, словно дети, не веря в то, что они достигли такой победы.

Признание. Великие тренеры учат своих игроков: когда зарабатываешь для своей команды очки, необходимо благодарить товарищей за созданную для этого возможность. Признание вклада каждого игрока и взаимная поддержка поддерживает цикл радость—успех—радость.

Эту модель можно успешно применять и в практике бизнес-лидеров. Если создавать в любой командной работе возможности для радости, можно получать все связанные с ней преимущества.

Чтобы проверить это предположение, в декабре 2018 года в A. T. Kearney проанализировали данные опроса, проведенного в Северной и Южной Америке, в Европе, на Ближнем Востоке, в Африке и Азиатско-Тихоокеанском регионе. Выборка включала более 500 человек разного возраста, работающих в компаниях в различных отраслях с доходом более $2 млрд.

Сначала мы спросили респондентов, насколько, по их мнению, они испытывают радость от работы. Затем мы попросили их расположить по степени соответствия их опыту несколько утверждений, чтобы у нас была возможность проверить корреляцию рассматриваемых переменных с чувством удовольствия от работы.

Как видно на графике, те, кто испытывает в работе больше радости, гораздо чаще полностью согласны с каждым приведенным утверждением, чем те, кому их деятельность удовольствия не приносит. Получается, что все слагаемые радости в командной игре в спорте — гармония, влияние и признание — имеют почти такой же эффект и в деловом мире.

Результаты нашего опроса также показывают, что радость связана с верой в значимость выполняемой работы. Сотрудники, считающие, что их «компания позитивно влияет на развитие общества», и чувствующие себя «лично приверженными воплощению видения и стратегии компании», черпают в работе наибольшую радость. В моей отрасли, где почти 100% консультантов-новичков — это миллениалы, наличие глобальной цели имеет решающее значение для привлечения и удержания кадров.

Для меня эти выводы совершенно логичны. Жизнь — это вектор, которому заданы сила и направление. Погоня за счастьем определяет направление, а чувство радости ежедневно дает нам подтверждение, что мы делаем именно то, что должны — и для компании, и для партнеров по команде, которые вдохновляют нас двигаться дальше.

Какой из этого можно вынести урок? Необходимо создавать бизнес-культуру, последовательно задающую условия для получения такого опыта, ведь это будет укреплять чувство личной принадлежности, общей цели и искренней гордости за организацию на всех ее уровнях.

Тем не менее опрос также указывает на явное несоответствие ожиданий и реальности: почти 90% респондентов считают, что работа должна приносить радость, но только для 37% это действительно так. И такое несоответствие не обусловлено разницей поколений: для представителей поколения Х и для миллениалов (большая часть опрошенных) разрыв между ожиданиями и реальностью составил 57% и 44% соответственно.

Руководители компаний часто говорят о достижении успеха, но редко задумываются о радости. Скорее всего, немногие из них осознают разницу между ожиданиями сотрудников и реальностью, а отсюда — отсутствие межличностных связей и командного духа. Это необходимо менять.

Вот несколько практических шагов, которые помогут руководителям создать условия, чтобы сотрудникам работа была в радость:

Задавайте цели. Пусть приносящий радость опыт станет для организации прямой целью. Совершенствуйте практики инклюзивности в своей компании, чтобы все сотрудники чувствовали, что их мнения слышат, признают и учитывают. Не скупитесь в заботе о психологическом благополучии своих подчиненных.

Задавайте условия. Позвольте сотрудникам из разных команд и отделов вместе заниматься новыми проектами, связанными с цифровыми технологиями или усовершенствованием корпоративной культуры, чтобы совместная командная работа приносила максимальный эффект, способствовала общему успеху и доставляла всем участникам удовольствие.

Задавайте настроение. Поощряйте и отмечайте индивидуальные и общие усилия, направленные на социальное воздействие. Искренне выражайте радость, когда вы сами ее испытываете в своей работе. Радость порождает радость. В моей фирме я всегда подчеркиваю необходимость включать чувство радости в список ценностей организационной культуры, делая упор и на разнообразие, инклюзивность, преемственность, и личное лидерство в повседневной рабочей деятельности.

Радость может иметь настолько же высокую практическую ценность, как и технологии — стоит только попробовать. И то, и другое важно для сплоченности коллектива и непринужденной коммуникации внутри крупных организаций и помогает справляться с новыми задачами и испытаниями. Технологии обеспечивают необходимую для инфраструктуру, но ее основой должна быть культура, нацеленная на человеческий опыт гармонии, влияния и признания. В общем — на радость.

Об авторе. Алекс Лю (Alex Liu) — управляющий партнер и председатель международной компании в области управленческого консалтинга A. T. Kearney.