Где брать сложных людей? | Harvard Business Review Russia
Эмоциональный интеллект

Где брать сложных людей?

Елена Евграфова
Где брать сложных людей?

Прогресс двигают неординарные люди. Есть мнение также, что, когда интеллект становится ценным активом бизнеса, именно они обеспечивают компаниям конкурентное преимущество. Последнее время в России сложных людей негусто — им здесь неуютно, они сидят по углам и чувствуют себя маргиналами. Так что начинать надо с условий и стереотипов поведения. В Америке это делают, в том числе, силами масскульта. Не потому, что их местный Сурков спустил телеканалам такую разнарядку, а потому, что в последние годы массовая культура стала ценить индивидуальность и делать ставку на интеллектуалов, а те привнесли в нее темы, которые активно обсуждают в своем кругу.

В «производственных» сериалах типа «Обмани меня» фраза «поступай, как считаешь правильным» звучит практически рефреном. Подчиненные доктора Хауса из одноименного сериала то и дело бегают жаловаться на него главврачу, потому что не

советуем прочитать

согласны с его методами лечения, — и это сходит им с рук. Они постоянно спорят с начальником, что не только приветствуется, но даже требуется. Риск быть уволенным возникает как раз тогда, когда они становятся стереотипно мыслящими безропотными

исполнителями.

Собственно, человек «усложняется», когда он оказывается перед необходимостью делать непростой выбор и нести за него ответственность. Как, например, ответить на вопрос, который приводит в интервью для этого номера специалист по этике, доктор философских наук Борис Юдин: может ли современная наука использовать результаты бесчеловечных экспериментов нацистских ученых? Универсальные этические нормы вроде «не делай другому того, чего не хочешь, чтобы делали тебе» или библейские за- поведи в такой коллизии не спасают. И человек либо сам ищет ответы, либо следует навязанным ему стереотипам.

В том числе и для того, чтобы каждый получил возможность высказаться и быть услышанным, Америка в свое время затеяла агрессивную идеологическую кампанию по насаждению политкорректности и развернула социальную программу создания равных стартовых условий для молодежи из разных социальных слоев и национальных групп. Что было до этого, отлично показано в другом «производственном» сериале — «Безумцы», действие которого происходит в рекламном агентстве 1960-х. Но если для американцев это своего рода флэшбэк, то для нас — слепок сегодняшнего дня с типичным для российских компаний стремлением выслуживаться перед начальством, действовать по негласному карьеристскому кодексу, руководствоваться только выгодой, нетерпением к инакомыслию, притеснением меньшинств, патерналистской установкой на превосходство начальника над подчиненным.

Кстати, в «Безумцах» вскользь упоминаются если и не высокие технологии, то некие их предвестники, которые, видимо, и потребовали изменений в обществе и возведения на пьедестал сложного человека. А может быть, стали их продуктом.

советуем прочитать