Лидерство / Лидеры

Три урока легендарного CEO

Три урока легендарного CEO

|10 января 2019|Билл Тейлор

Практически все, кто знал Герба Келлехера, выдающегося сооснователя и CEO Southwest Airlines, хорошо помнят первую встречу с этим человеком, поэтому я тоже расскажу о своем знакомстве с ним. Это произошло в конце 1980-х годов. Я только что закончил бизнес-школу, начал работать редактором в HBR и тут же оказался на большой, престижной (и, если честно, довольно скучной) конференции по корпоративной стратегии, которая проходила в Нью-Йорке.

После трех раундов нудных презентаций от директоров компаний и утомительных лекций университетских преподавателей, занявших все утро, настал черед основного докладчика. Герб подошел к трибуне, закурил, налил себе стакан бурбона Wild Turkey и произнес самую веселую, бодрую и совершенно блестящую речь CEO, которую я когда-либо слышал. Нам удалось немного пообщаться после его выступления, и я сразу понял, что передо мной великий лидер и предприниматель: умный, дерзкий, амбициозный, человечный, незаурядный и простой в общении.

Герберт Келлехер умер на прошлой неделе в возрасте 87 лет, и вместе с ним ушла целая эпоха по-настоящему незаурядного предпринимательства. Когда я думаю о том, как он жил и что оставил после себя, меня поражает, сколько уроков мы можем извлечь из его предпринимательской жизни. Например, урок о том, что можно создать крайне прибыльный бизнес, основанный на подлинных и благородных человеческих ценностях. И урок о том, что-то, чего вы хотите достичь на рынке, должно быть отражено в том, как вы ведете дела внутри компании. И урок о том, что в пору трансформации и нестабильности нет ничего важнее простоты и постоянства.

История Southwest Airlines, американской бюджетной авиакомпании, основанной в 1971 году, стала легендарной. За более чем 45 лет существования в индустрии, где долги и громкие банкротства — обычное дело, у Southwest ни разу (никогда!) не было убыточного года. Через тридцать лет после основания компании американский журнал Smart Money заключил, что за это время на рынке не было акций, которые бы показали лучший результат для их владельца — IBM, Merck и другие известные компании уступали по этому показателю Southwest. Если бы на момент IPO вы вложили в компанию $10 тысяч, то через 30 лет получили бы $10,2 млн.

В основе всего, что создал Герб Келлехер, лежала одна очень важная вещь. Southwest Airlines никогда не была для него просто компанией. Она была делом жизни. Цель Келлехера заключалась не в том, чтобы просто держать низкие цены и постоянно расширять географию полетов. По его собственным словам, он хотел «демократизировать небо» — сделать перелеты легкими, доступными и удобными не только для представителей бизнеса и просто богатых людей, но и для каждого среднего американца. Сейчас такая миссия может показаться странной (в основном потому что Келлехеру удалось добиться поставленной цели), но когда он начинал, это стремление казалось революционным. В итоге Келлехеру удалось внести существенный вклад в рост качества жизни американцев.

Важно не то, что вы продаете, а то, за что вы стоите. Так называется книга Роя Спенса, гуру рекламы из Техаса, одного из ближайших деловых партнеров Герба Келлехера, и этот же принцип лежит в основе многих запомнившихся широкой публике рекламных кампаний Southwest. Несколько лет назад я встречался со Спенсом, чтобы лучше понять Келлехера, и он тогда настаивал на том, что суть Southwest — вовсе не авиабизнес. В основе всего лежала свобода: целью компании было дать десяткам миллионов человек «свободу летать», даже если это означало бы, что компании придется на каждом шагу нарушать принятые в отрасли правила игры. «Бизнес-стратегии меняются. Рыночное позиционирование меняется. Но цель остается прежней. Каждый сотрудник Southwest — борец за свободу», — говорил Спенс.

Полная версия статьи доступна подписчикам
Выберите срок онлайн-подписки:

https://hbr-russia.ru/liderstvo/lidery/791108

2019-01-10T09:57:29.000+03:00

Thu, 10 Jan 2019 14:22:04 GMT

Три урока легендарного CEO

Чему выдающийся руководитель Southwest Airlines Герб Келлехер может научить любого менеджера

Лидерство / Лидеры

https://cdn.hbr-russia.ru/image/2019/a/106tqy/original-1awi.jpg

Harvard Business Review – РоссияHarvard Business Review – Россия

Harvard Business Review – РоссияHarvard Business Review – Россия