«Они совершенно другие»: кто такие «самопрорывные лидеры» | Большие Идеи

・ Лидеры
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

«Они совершенно другие»: кто такие
«самопрорывные лидеры»

Какие менеджеры нужны организациям будущего

Автор: Нэда Сонгин

«Они совершенно другие»: кто такие «самопрорывные лидеры»
Фото: Nick Fewings / Unsplash

читайте также

Избавьтесь от скромности

Джек Нашер

Таможенный блюз

Анна Натитник

Эффект IKEA: что смастерил, то и полюбил

Майкл Нортон

Как COVID-19 меняет правила для советов директоров

Линн Пэйн

Казалось бы, логично предположить, что успешные компании могут похвастаться успешными лидерами, но на деле это не всегда так. За высокой эффективностью часто скрываются различные проблемы: токсичная культура, сомнительные практики, слабая вовлеченность персонала и так далее.

Новое исследование Korn Ferry «Самопрорывные лидеры» — амбициозная попытка формализовать последние тенденции в области лидерства. В ходе исследования были проанализированы футурологические прогнозы, изучены профили современных наиболее успешных лидеров, опрошены инвесторы и владельцы крупнейших мировых компаний, которые высказали свои ожидания по отношению к сегодняшним и будущим лидерам. В результате были сформированы вполне осязаемые требования, которые структурируют многочисленные общие эмпирические идеи и предположения, витающие на рынке.

Экспертами был проведен анализ профилей свыше 150 тысяч лидеров и изучены мнения 795 инвесторов, которые финансируют внешне «успешные» организации. Оказалось, что инвесторы разочарованы реалиями (70% из них предположили, что актуальные в краткосрочном периоде задачи мешают лидерам продвигать инновации, цифровизацию и изменения) и считают крайне важным срочную трансформацию стилей лидерства. Целых две трети респондентов (67%) вынесли вердикт: существующие нормы лидерства не соответствуют требованиям будущего.

Изменения в мире требуют выхода на сцену самопрорывных лидеров

Бизнес будет развиваться в условиях нарастающей неопределенности. Это единственное, что можно сказать о будущем определенно. Результаты проведенного исследования подтверждают, что в этом контексте компаниям нужен лидер принципиально нового формата.

Если компания хочет выжить в новой парадигме, лидерам нужно принять и выгодно использовать происходящие в мире изменения — «прорывные помехи» (external disruptions), в корне нарушающие статус-кво вчерашнего дня. Чтобы преуспеть в этой новой эпохе бизнеса, лидерам буквально необходимо «самопрорываться» — фундаментально менять свой образ мышления, набор ценностей и действия. Нужно меняться постоянно, бросая самим себе вызовы: выход из зоны комфорта должен стать привычкой для таких людей. Самопрорывной лидер — это именно тот тип лидера, который сейчас нужен компаниям.

Большинство лидеров на сегодняшний день не демонстрируют характерные для самопрорывного лидера качества: необходимую гибкость в обучении, социальный и эмоциональный интеллект, умение быть уверенным в себе и при этом оставаться скромным. Практика показывает, что изменения происходят с той скоростью, при которой стратегии уже не работают, равно как теряют вес традиционно ценные лидерские качества, заточенные на создание и поэтапную реализацию стратегий. Что же может быть альтернативой такому подходу?

Эксперты пришли к выводу, что самопрорывной лидер обладает пятью ключевыми характеристиками, которые описаны в модели ADAPT, разработанной в ходе проведения исследования:

  • способностью предвидеть (anticipate),

  • вести (drive),

  • ускорять (accelerate),

  • создавать партнерские отношения (partner)

  • и доверять (trust).

Английская аббревиатура модели говорит о самом главном — способности адаптироваться в стремительно меняющемся мире.

На первый взгляд, этими качествами обладает любой лидер, но кажущаяся очевидность разбивается о результаты проведенного исследования, согласно которому лишь 15% сегодняшних руководителей уверенно проявляют все пять качеств.

Качества лидеров из модели ADAPT позволяют влиять на других людей и на результаты компании

Особенная ценность лидеров с качествами ADAPT состоит в их способности передавать свои навыки, и исследование это подтверждает. Самопрорывные лидеры не только оказывают положительное влияние на других людей, но и стимулируют трансформацию всего бизнеса.

Бросая самим себе вызов, такие лидеры увлекают за собой организацию. Что они делают?

  • Не диктуют условия, а стимулируют и направляют изменения.

  • Слышат других, что позволяет им оценить ситуацию и оказаться первыми там, где есть новые возможности.

  • Воодушевлены целью и скорее будут создавать сети отношений и партнерства, чем абстрактные стратегические планы.

Самопрорывные лидеры видят и поощряют потенциал в других людях. Они не станут смотреть на кого бы то ни было снисходительно, считая себя лучше всех. Это касается и подчиненных, и клиентов — всех, с кем они взаимодействуют от имени компании.

По данным нашего исследования, лидеры, которые ярко демонстрируют все пять качеств ADAPT, оказывают максимально положительное влияние на развитие организации.

Разумеется, в реальном мире вес этих качеств у каждого лидера нельзя считать равноценным. Есть даже данные, что разные качества по-разному проявляются в разных странах. К примеру, во Франции лидеры получили более высокие оценки в исследовании благодаря своей способности доверять и более низкие за способность вести и создавать партнерства. Лидеры в Японии, как правило, демонстрируют более высокие результаты в способности ускорять процессы, но в плане построения доверия показывают более скромные оценки.

Однако независимо от страны, в которой живут и работают лидеры, есть объединяющая всех характеристика: самопрорывные лидеры совершенно другие, они мыслят и ведут себя иначе, не так, как все.

Это меняет рынок труда: на таких лидеров, причем на разных уровнях — от высшего менеджмента до управленцев начального уровня, — будет расти спрос в условиях пока ограниченного предложения.

Ищите самопрорывных, и изменения придут сами

Исследование показывает, что организации, которые активно ищут и поддерживают самопрорывных лидеров, понимают, что прорывные изменения будущего, на пороге которых они стоят, могут быть вовсе не столь пугающими, а наоборот, вести к успеху и новым конкурентным преимуществам.

Эти организации уверенно заявляют (и внутри, и во внешнем мире), что они готовы к эволюции. Они рассматривают развитие навыков и талантов как часть системы в организации. Они видят ценность вовлечения в процесс развития лидерства все большего количества людей (в частности, руководителей уровнем ниже). Исследование обнаружило, что 63% инвесторов и аналитиков убеждены: перспективные сотрудники из числа менеджеров среднего звена с правильными навыками и компетенциями будут играть жизненно важную роль в будущем рынка труда.

Систематизация требований к новым лидерам необходима для понимания тех критериев, по которым компаниям предстоит подбирать, продвигать и растить свои кадры, а также критериев, на которые должны опираться как корпоративные, так и государственные программы подготовки лидеров. Здесь как никогда важен тандем бизнеса и образования.

Предстоит длинный путь

Многие организации все еще крайне далеки от понимания того, что надо активно искать, выделять и развивать этот новый вид лидеров будущего. И результаты исследования тому подтверждение. Дело усложняется еще и тем, что этот путь требует отказаться погони за сиюминутной прибылью. Вместо этого необходимо думать о том, кто и что сможет поддерживать жизнеспособность и развитие, кто сможет не только «доить» компанию, добывая деньги, но еще и хорошо «кормить» инновациями и амбициозными прорывами, делая бизнес инвестиционно привлекательным.

Перечисленные выше тренды естественны и неизбежны, от них невозможно спрятаться. И поскольку революционные трансформации в бизнесе неизбежны, поиск самопрорывных лидеров должен стать такой же неизбежностью.

Об авторе. Нэда Сонгин — генеральный директор консалтинговой компании Korn Ferry в России.