Искусство парадоксов, или Где искать новые идеи | Большие Идеи

・ Лидеры

Искусство парадоксов, или Где искать
новые идеи

Как найти идеи для бизнеса в опере, живописи и кино

Автор: Юлия Фуколова

Искусство парадоксов, или Где искать новые идеи
Фото: Евгений Дудин

читайте также

Игры искусственного разума

Юлия Фуколова

Что поможет среднему бизнесу совершить цифровую трансформацию

Анил Махия ,  Даг Фаррен

Советы по построению персонального бренда от экс-директора Ogilvy & Mather

Джоан Солотар

Фактор супружества

Джейн Стивенсон

Современные менеджеры учатся не только в бизнес-школах и на практике ­­­­­— они также ходят в оперу, читают романы и изучают творчество художников-авангардистов. О том, что искусство может дать бизнесу, как развивать интуицию и фиксировать диссонансы, рассказывает декан Высшей школы менеджмента НИУ ВШЭ Сергей Филонович.

HBR Россия: Бизнес — сфера сугубо прагматичная. Что может дать предпринимателям искусство?

Сергей Филонович: Забавно, но ответ на этот вопрос нашел физик, академик Евгений Фейнберг. Он написал книгу «Две культуры», в какой-то мере его работа была ответом на знаменитую лекцию писателя Чарльза Перси Сноу про размежевание двух культур: гуманитарной и естественно-научной. Фейнберг пришел к выводу, что главная функция искусства — обоснование интуитивного способа познания мира. Интуиция — исключительная способность, которая важна и в бизнесе.

Что представляет собой интуиция с научной точки зрения?

Философы определяют интуицию как способность к усмотрению истины вне ее логического и эмпирического доказательства. Это своего рода инсайт, откровение. Интуиция порождается определенным опытом, но его можно приобрести разными способами: проводить научные эксперименты, заниматься творчеством и т. д. Если человек всерьез интересуется искусством, а не рассматривает его как развлечение по выходным или как обязаловку, чтобы считаться культурным человеком, то тем самым он развивает свою интуицию. А с точки зрения конкуренции интуитивные решения самые устойчивые.

Почему вы так думаете?

Потому что их невозможно воспроизвести. Решения, основанные на логике, можно повторить, тогда как интуиция и опыт у каждого свои.

Но интуитивное решение не означает безошибочное.

Аналитика тоже нередко подводит человека. Я бы сказал, что эти два способа познания существуют на равных основаниях, ни у одного из них нет явного преимущества. Интуиция просто добавляет к арсеналу бизнесмена важный элемент — возможность увидеть явления под новым углом зрения.

Как именно это происходит?

Интуиция позволяет фиксировать когнитивные и эмоциональные диссонансы, которые необходимы для порождения нового знания и новых идей. Диссонанс — это ощущение, что что-то здесь не так. Как рождались самые успешные проекты? Билл Гейтс обнаружил, что возможности компьютеров огромны, но пользователям надо знать языки программирования. Чтобы устранить этот парадокс, он придумал интерфейс, и теперь людям не нужно изучать программирование, а сам Гейтс стал миллиардером. Стив Джобс тоже увидел несоответствие — компьютеры большие, работать на них не очень удобно. Значит, нужно раскрепостить пользователя, дав ему маленькое устройство. Каждая новая идея в бизнесе связана с чувствительностью людей к подобным диссонансам, а искусство помогает эту чувствительность развивать.

Как находить эти диссонансы?

Чувствительность к диссонансам во многом зависит от воспитания — дети рождаются с естественным любопытством, а мы часто их забиваем. Людей можно с детства научить внимательно смотреть на вещи, но такому человеку сложно жить, потому что в нашем обществе диссонансов гораздо больше, чем нужно. А вообще парадоксы у нас все время перед глазами, все зависит от эстетического, интеллектуального и духовного опыта. Попробуйте вслушиваться в музыку — например, кантату Карла Орфа «Кармина Бурана». Это потрясающая музыка, она нагнетает атмосферу, передает накал человеческих страстей. Или, скажем, вы смотрите на картину и видите, как метко художник уловил ту или иную особенность. Неожиданный взгляд на привычные вещи дают импрессионисты. Современное искусство, несмотря на то что я не большой его поклонник, тоже заставляет удивляться. Всякого рода инсталляции вызывают иногда…

Оторопь?

Возможно. Но это тоже хорошо, потому что все наши чувства имеют значение. Инсайты ведь не происходят сами собой — это реакция мозга на внешние впечатления, и разнообразие впечатлений повышает вероятность озарения. Та же оторопь вполне может переключить наше сознание.

Иными словами, кто-то за переключением сознания ездит в Тибет или гоняет на мотоциклах, а кто-то ходит в оперу?

Совершенно верно. А еще в кино и на выставки, слушает музыку, потому что развитию интуиции способствуют любые виды искусства. Например, исследователи выяснили, что музыка влияет на качество финансовых решений. Оказалось, что, слушая тревож­ную музыку, люди принимают более взвешенные решения. А, скажем, под легкий джаз они более расточительны. То есть музыка может быть триггером конкретных действий.

Насколько глубоко нужно погрузиться в искусство, чтобы научиться видеть диссонансы?

Любые требования здесь чрезмерны. Но если вы в общих чертах знаете историю искусства, то увидите больше. Например, я ставил эксперимент на своей жене и повел ее в Эрмитаж — сначала в зал Тициана, потом к «малым голландцам». А потом спросил, в чем разница между художниками. Она ответила, что у картин разные размеры. А ведь это важная деталь! Работы Тициана висели во дворцах, в церквях, ему заказывали религиозные сюжеты. А работы «малых голландцев» — в домах обычных людей. Собственно, эти художники и сделали живопись предметом быта. И сюжеты у них реалистичные. Такой практичный подход во многом изменил социум. В конце концов, маленькая Голландия стала лидером в Европе в экономическом и политическом плане. Если вы знаете историю, то получите от искусства больше эмоций. Полезно также обсуждать свои наблюдения друг с другом, это опять-таки повышает чувствительность к разнообразию. Ведь когда бизнесмен предлагает идею, окружающие не всегда воспринимают ее одинаково — они могут увидеть в ней свой смысл.

Гуру менеджмента Джеймс Марч в интервью HBR говорил, что руководителю важно фиксировать неопределенность мира, но при этом доносить свои мысли до окружающих в простой и ясной форме. В качестве тренировки Марч рекомендовал управленцам читать стихи. Вы с ним согласны?

Конечно. Более того, я сам читаю стихи на занятиях. К примеру, поведенческие модели лидера ярко описаны в стихотворении Киплинга «Если»: «О, если ты спокоен, не растерян, когда теряют головы вокруг, и если ты себе остался верен, когда в тебя не верит лучший друг…». Когда надо объяснить диалектику опыта, подчеркнуть, что он необходим, но может помешать восприятию нового, читаю стихотворение Лермонтова «Дума», где поэт обвиняет поколение, живущее умом пращуров.

Кроме того, часто ставлю Высоцкого. Например, «Песня завистника» — прекрасная иллюстрация теории справедливости Адамса. Поразительно, насколько неадекватную персону для сравнения выбирает ее герой. Или, скажем, обсуждаем песню «Он вчера не вернулся из боя». Слушатели считают, что Высоцкий говорит о дружбе, о потере. Это так, но прежде всего автор написал песню о значимости непохожих на нас людей, с которыми мы соприкасаемся: только потеряв сильно непохожего на него друга, он осознал, что потерял часть своего «я». Вслушайтесь внимательнее в слова: «Он мне спать не давал, он с рассветом вставал, он всегда говорил про другое».

Слушатели нормально воспринимают, когда преподаватель менеджмента читает стихи?

Для многих это тоже является инсайтом. Некоторые слушатели признаются, что стали ходить в оперу, или говорят, что теперь не могут смотреть фильмы просто так, без анализа. Я включаю на занятиях отрывки из фильмов, и мы их разбираем. Например, смотрим «12 разгневанных мужчин» и изучаем процесс переговоров, умение убеждать. Или фильм «Герой» — в нем Дастин Хоффман сыграл человека, который совершенно не понимает себя и противоречит сам себе на каждом шагу.

Есть ли научные данные о влиянии искусства на бизнес и деловые качества человека?

Данных пока немного, и ученые, бывает, заблуждаются. Например, было исследование, как прослушивание музыки Моцарта повышает IQ. СМИ раструбили об этом, но позже выводы опровергли. Исследователи из Лондонского университетского колледжа получили Шнобелевскую премию за изучение мозга лондонских таксистов, хотя, на мой взгляд, проект перспективный. Авторы выяснили, что часть гиппокампа, которая связана с пространственной памятью, у таксистов больше, чем у других людей. То есть профессиональная деятельность меняет физическую структуру мозга, и реакция нейронов таксиста отличается от реакции обычного человека, прокладывающего маршрут в городе. Возможно, что искусство тоже особым образом воздействует на мозг, и эту проблему еще предстоит изучать.

Искусство влияет на развитие эмоционального интеллекта?

Конечно, и особую роль здесь играет современное искусство. Когда-то художник Максим Кантор написал статью о том, что в классическом искусстве контрапункт (то есть главная идея) находится внутри самого произведения, и чувствительность человека направлена на то, чтобы его уловить. А в современном искусстве контрапункт вынесен за пределы произведения и находится в сфере восприятия человека. То есть современное искусство дает нам новые ощущения. Для меня это было открытием, которое, если честно, примирило меня с современным искусством. Получается своего рода лаборатория: искусство возбуждает в нас разные эмоции, мы можем их осознавать и учиться с ними работать.

А если, скажем, я смотрю современный спектакль, и он мне категорически не нравится?

Отличный пример. «Стоп! — скажет человек с развитым эмоциональным интеллектом. — Мне не нравится то, что происходит на сцене. Почему? Потому что это непривычно?» Тогда надо бороться с этим восприятием и тренировать понимание других людей, чувствительность к диссонансам. А может, прочтение этой пьесы заставило нас обратить внимание на то, что раньше мы упускали из виду.

То есть надо ходить и на плохие спектакли?

Нужно ходить на спектакли, которые могут чем-то эпатировать вас — это своего рода тренировка пластичности. Как сказал поэт Николай Заболоцкий, «не позволяй душе лениться». Если я не хочу смотреть современное искусство, потому что оно не соответствует моему представлению о прекрасном, значит, я отказываюсь от целого пласта жизни, не готовлю себя к восприятию чего-то необычного, снижаю свою чувствительность к инновациям в других сферах, в том числе и в бизнесе. Не стоит возмущаться современным или «неправильным» искусством — лучше проанализировать свои чувства. Именно так выглядит работа со своим эмоциональным интеллектом.

Что еще искусство может дать бизнесу?

Многие деятели искусств — например, Валерий Гергиев, Юрий Башмет, Римас Туминас и другие — удивительно точно умеют управлять талантами, и бизнесу стоит у них поучиться. Талант — это, в первую очередь, человек, который занимается творческой деятельностью. А как ею можно управлять? Только понимая природу творчества, иначе вы будете просто администратором. Яркий пример — Сергей Дягилев. У него не получилось стать композитором или художником, но он хорошо понимал творческую среду и стал блестящим организатором.

Исследователи, изучающие лидерство, часто проводят аналогию между деятельностью лидера и работой дирижера. На западных программах MBA есть дисциплины, когда слушатели, получив базовые уроки у профессиональных музыкантов, дирижируют своими коллегами и осваивают модели лидерского поведения.

Насколько важно заниматься искусством самому — например, писать стихи или рисовать?

Это отличный тренинг. После таких занятий у человека могут развиваться дополнительные способности, потому что существует перенос навыков. Если вы занимаетесь живописью и можете увидеть на картинке нечто необычное, то вы и в жизни обратите внимание на странные вещи, ваша чувствительность к диссонансам усиливается.

А что вы думаете про коллекционирование впечатлений, когда на концерты и выставки ходят, потому что это модно?

Не понимаю этого интеллектуального чванства: «Как, ты еще не видел этот спектакль?» Я обычно отвечаю: «Назовите три причины, почему я должен на него сходить». И часто сказать нечего, кроме того, что все смотрят. Существует консьюмеризм — культ потребления вещей, и есть точно такой же консьюмеризм интеллектуально-эмоциональный — потребительское отношение к искусству. Человек хвалится, что он видел и что читал. Но гораздо важнее, что он понял. Я не сторонник интенсивного потребления искусства, скажем, когда каждые два дня ходят в театр. Это как с едой — важно не переедать. Мне, например, чтобы начать новую книгу, нужно пережить прочитанное. После романа Гузели Яхиной «Зулейха открывает глаза» я недели две не мог взяться за новое произведение. Иногда я готовлюсь к чтению, потому что если книга тяжелая, надо подгадать время, чтобы не было большой загрузки на работе.

Мы говорили про умное искусство. Но людям иногда хочется посмотреть глупый фильм или почитать бульварное чтиво.

Ничего зазорного в этом не вижу. Не надо пускать пыль в глаза и гордиться, что вы увлекаетесь только умным рафинированным искусством. Я сам иногда смотрю глупые детективы и не стыжусь признаться в этом. Хороший отдых, почему бы и нет? Нам всем иногда важно прочистить сознание, условно говоря, промыть его физиологическим раствором.