«Для тех, кому по-прежнему нужна корочка с печатью, мы что-нибудь придумаем» | Большие Идеи

・ 20-21: Уроки стойкости

«Для тех, кому по-прежнему нужна корочка с печатью, мы
что-нибудь придумаем»

Глава компании «Нетология-­групп» о том, как вынужденный карантин подстегнул бизнес онлайн-школ

Автор: Максим Спиридонов

«Для тех, кому по-прежнему нужна корочка с печатью, мы что-нибудь придумаем»
Фото: «РБК Стиль»

читайте также

Бюрократия должна быть устранена

Гэри Хэмел

Не приносите плохое настроение из офиса домой

Джон Балдони

Корпоративное обучение не должно быть скучным

Дункан Уордл

Без учебы нет карьеры

Борис Щербаков

От редакции. По просьбе HBR Россия глава компании «Нетология-­групп» Максим Спиридонов рассказал о том, как вынужденный карантин подстегнул бизнес онлайн-школ.

Онлайн-индустрия сегодня переживает поворотный момент. Я бы не стал называть ситуацию звездным часом — это не очень этично. Однако и перед нами, и перед другими провайдерами мобильного взаимодействия открываются новые возможности. Массовый пользователь обычно консервативен, но карантин и удаленный режим буквально подтолкнули людей в сторону электронной коммерции, онлайн-образования и других интернет-сервисов.

За одну неделю марта активность пользователей нашего проекта «Нетология» (обучение диджитал-профессиям) увеличилась в три раза — раньше в среднем было 600 регистраций в день, а стало около 1800. У другого нашего проекта, «Фоксфорд» (программы для школьников), число регистраций в отдельные дни выросло в 100 раз — с 3—4 тыс. до 300 тыс. За неделю к базе добавился почти миллион учеников — это неплохо, учитывая, что в стране всего около 16 млн школьников. Останутся ли эти пользователи с нами надолго? Со временем ажиотаж спадет, но, по нашим ожиданиям, треть или четверть новичков продолжат пользоваться нашими услугами.

Несмотря на взрывной спрос, выручка «Нетологии-групп» сейчас не особенно выросла. Многие пользователи пробуют бесплатные продукты или сервисы, которые мы временно сделали бесплатными. Скорее, мы получили беспрецедентную нагрузку на наши технические подразделения и службу поддержки, то есть пока компания несет расходы. Но, судя по прошлому опыту, бесплатные пользователи со временем могут конвертироваться в платных. Для разных когорт у нас разные конверсии, но в итоге мы точно отобьем деньги, которые потратили. И даже сможем хорошо заработать.

Звонок на урок

Онлайн-образование стало активно развиваться еще до кризиса. Недавно мы провели исследование и подсчитали, что в 2019 году весь мировой рынок образования составлял $6,5 трлн, из них на онлайн приходилось $205 млрд, а средний ежегодный прирост в интернет-сегменте — 10%. Российский рынок онлайн-обучения для частных клиентов мы оценили в 38,5 млрд руб. (около $500 млн), однако ежегодные темпы прироста у нас выше мировых — 15—20%. Люди поняли, что онлайн-программы — не антагонист офлайн-обучению, а дополняют его. Появилось много проектов, которые набрали экспертизу и опыт, усложняются инструменты.

Нынешний резкий толчок ускорит развитие нашей сферы. Думаю, что в 2020 году российский рынок онлайн-образования вырастет на 25—40%, это зависит от того, как долго продлятся карантин и домашний режим. Темпы роста «Нетологии-групп», вероятнее всего, увеличатся чуть ли не вдвое, и, наверное, так же вырастет выручка. Финансовые показатели мы не раскрываем, но уже в 2019 году выручка перевалила за миллиард руб­лей. Мы многое сделали, чтобы стать одним из лидеров российского рынка.

Сегодня «Нетология-групп» — крупный многопрофильный образовательный холдинг. В структуру компании входят несколько отдельных проектов. Во-первых, «Нетология» — программы для диджитал-специалистов (программирование, дизайн, аналитика, интернет-маркетинг и проч.), «Фокс­форд» (онлайн-школа для учеников 1—11 классов, учителей и родителей), а также проект EdMarket, который занимается исследованиями, готовит продюсеров и руководителей учебных программ.

Компания «Нетология», которую мы с женой Юлией Спиридоновой-Микеда основали в 2009 году, несколько раз меняла свою бизнес-модель. Мы не сразу выбрали правильную нишу, но сумели найти ее путем экспериментов. Поначалу проводили офлайновые семинары для маркетологов, но такой формат сложно масштабировать. Рост пошел, когда мы перенесли бизнес в интернет и стали предлагать двух-трехмесячные курсы по освоению базовых знаний в цифровых областях. Обучение было синхронным, то есть программы стартовали в конкретное время, занятия вели «живые» преподаватели-практики. В диджитал-профессиях очень высока скорость изменений, и многие знания устаревают в течение нескольких месяцев, а то и недель.

Позже мы попробовали запустить так называемое асинхронное обучение и перейти на абонентскую плату. Идея была следующая — человек приходит, платит ежемесячно небольшую сумму и получает доступ к постоянно пополняющейся библиотеке видеокурсов в рамках цифровой тематики. То есть слушатель обучается полностью самостоятельно. Мы практически перестроились под новую модель, провели под нее один из раундов инвестиций и даже начали развиваться в этом направлении. Но, к счастью, быстро поняли, что такой продукт и микроплатежи не позволят нам заработать значительных денег — по крайней мере, на российском рынке. В рекламе мы говорили слушателям: «Вы можете учиться чему угодно, когда угодно и где угодно», однако большинство людей обычно реагировали так: «Ничему, нигде и никак». Полностью самостоятельное обучение с записанным видео и даже с тестами, но без живого сопровождения неэффективно — многие люди просто не включались в образовательный процесс. Мы пытались что-то подкручивать, стимулировать слушателей. Но в итоге поняли, что модель асинхронного ­обучения ограничена. Сейчас мы видим такую же проблему у компаний, которые занимаются подобными проектами в других странах. И нам пришлось ­снова перестраивать бизнес-модель.

Школьная программа

Библиотека видеокурсов у нас осталась — это около сотни программ, которые мы периодически обновляем. За доступ к библиотеке уже не нужно платить абонентскую плату, можно выбирать курсы поштучно за небольшие деньги. Однако процент выручки, который нам приносит этот проект, исчезающе мал в общих масштабах компании. Наш основной продукт — синхронное онлайн-обучение диджитал-профессиям, с домашними заданиями, тестами и поддержкой. В линейке около 80 программ разной длительности.

Кроме того, мы замахнулись на мини-MBA — весной запускаем первый стратегический модуль, рассчитанный на несколько недель. Специализация опять цифровая — как управлять бизнесом и трансформировать его в условиях диджитал-экономики. В качестве преподавателей пригласили известных предпринимателей, российских инвесторов, а также профессора из Кембриджского университета.

«Нетология-групп» работает не только для взрослых — свою аудиторию мы серьезно расширили, когда объединились с компанией «Фоксфорд». Я познакомился с ними в 2014 году, и стало понятно, что у нас есть пересечения, мы можем удачно дополнить друг друга. У «Нетологии» был серьезный опыт в маркетинге и продвижении образовательных продуктов, у «Фоксфорда» — в разработке, плюс они построили продвинутую образовательную платформу. В результате слияния появился холдинг «Нетология-групп», и после «усушки и утряски» это положительно сказалось на развитии бизнеса. Сегодня оба юнита поддерживают друг друга, у нас разные аудитории и разная сезонность.

Думаю, со временем мы сделаем неразрывную линейку обучения — то, что обычно называют Lifelong Learning. Сейчас школьники, закончив 11-й класс, пропадают из нашего поля зрения, поступают в вузы и редко приходят на обучение в «Нетологию». Но мы хотим, чтобы выпускники школ оставались у нас, будем давать им профессию вместе с дипломом. У компании есть хорошая база по обучению диджитал-профессиям, но мы не ограничиваемся цифровой сферой и предлагаем программы по технологии продаж, развитию мягких навыков. Конечно, «Нетология-групп» вряд ли заменит все высшие учебные заведения, но создать альтернативу нам под силу. Подготовка будет рассчитана не на 4—5 лет, а гораздо меньше. Даже современную вузовскую программу при всей ее избыточности можно упаковать в год или полтора.

Конечно, у вузов есть то, чего нет у нас — государственный диплом. Но для многих людей он не имеет ­значения, и общество постепенно меняет отношение к этому документу. Мы сами, например, никогда не смотрели на дипломы своих сотрудников, и таких компаний все больше. Диплом вуза, особенно консервативного и устаревшего, не говорит ни о чем, кроме того, что человек зачем-то потратил несколько лет жизни с неопределенной перспективой. Но для тех, кому по-прежнему нужна корочка с печатью, мы что-нибудь придумаем. Например, получим лицензию или заключим партнерское соглашение с каким-нибудь учебным заведением. У нас уже есть опыт «Фоксфорда», где около 2 тыс. детей дистанционно проходят программу средней школы (так называемая «домашняя школа»). Дети приписаны к школам-партнерам и очно сдают там ОГЭ, ЕГЭ и прочие аттестационные испытания. ­Со временем эти формальности мы тоже сможем взять на себя.

Несмотря на то, что «Нетология-групп» — онлайн-компания, мы понимаем плюсы офлайн-образования. С точки зрения вовлеченности, обмена энергией живое обучение пока проигрывает офлайну, к тому же этот рынок значительно шире. Поэтому два с половиной года назад мы решили открыть в Москве собственный кампус, и в итоге у нас появилась экспериментальная площадка для новых программ и форматов обучения, место для встреч и обмена опытом. Некоторые наши курсы идут и в онлайне, и в офлайне. В кампусе мы проводим много бесплатных мероприятий. У нас там три больших аудитории на 50—70 человек, и практически каждый день, включая выходные, они были заняты. Разумеется, во время карантина все очные занятия пришлось отменить.

Новое расписание

Рост компании начался лет пять назад, это произошло не одномоментно, но с тех пор бизнес заметно ускорился и продолжает расти. Мы тратим на маркетинг до 20% от выручки и используем самые разные каналы. Самый эффективный — образовательный контент-маркетинг. Это долгий путь — сначала собираем базу, прогреваем, регулярно публикуем полезные статьи или размещаем видео или подкасты по диджитал-тематике. Так мы формируем интерес и транслируем нашу экспертность.

Понятно, что наше общение с аудиторией может на этом и закончиться, но часть людей идут по воронке дальше, рассматривают наши образовательные продукты. Сначала выбирают бесплатные занятия, потом записываются на платные.

Штат тоже быстро растет — каждый месяц мы нанимаем 30—40 новых сотрудников, а всего у нас около 500 человек, плюс еще около 1 тыс. внештатных, которые работают парт-тайм.

В онлайн-образовании, как в офлайне, многое строится на компетенциях преподавателя. Пожалуй, в онлайне требования к педагогам даже выше, поскольку в отсутствие личного контакта очень важны энергия и харизма — эти качества помогают образовательному процессу.

Отбор преподавателей в каждом бизнес-юните строится по-своему. В «Нетологии», например, мы оцениваем практический опыт и базовые педагогические навыки человека. Мы ищем профессионалов в диджитал-сфере, которые продолжают практиковать и при этом умеют выступать публично. Наши специалисты помогают преподавателям упаковать свои знания и опыт в обучающие материалы. Поначалу привлекать практиков было сложно, нам нередко отвечали: «Извините, у меня нет времени». Потом стало легче, наш бренд стал известным, люди приходят сами. В преподавание идут профессионалы, которые хотят не только применять свои знания, но делиться ими. С одной стороны, это возможность систематизировать свой багаж и транслировать его младшим товарищам, с другой — экспертный пиар. Есть и финансовый стимул — за одно занятие мы платим от пяти до нескольких десятков тысяч рублей. Я не готов привести точные данные, но думаю, что отбор в «Нетологию» проходит лишь каждый пятый потенциальный преподаватель.

У «Фоксфорда» работа с преподавателями устроена немного иначе. Есть такая институция — школьный преподаватель, их на рынке гораздо больше, чем диджитал-специалистов, и конкурс серьезнее. Мы отсеиваем 9 из 10 кандидатов. Сегодня с компанией постоянно сотрудничают около 800 преподавателей и репетиторов.

Педагогический расчет

Поначалу бизнес развивался на деньги основателей и средства инвесторов (в наш капитал вошли венчурные фонды Inventure Partners и Buran Venture Capital), а прибыльным стал 3—4 года назад. Не то чтобы проект драматически не окупался, но мы осознанно не стремились к прибыли. Когда ты работаешь на новом рынке, который осваиваешь одним из первых, лучше инвестировать в захват этого рынка, а прибыль оставить на потом. Так что мы, наверное, только сейчас начнем по-настоящему зарабатывать.

В 2017 году TalentTech, входящая в состав «Севергрупп» Алексея Мордашова, выкупила 40% нашей компании. Нам тогда были нужны деньги на новые цели, мы начали поиски, в итоге познакомились с «Севергрупп». Компания вошла в наш капитал, выкупив доли других инвесторов (весь бизнес инвестор оценил в $60 млн. — прим. «HBR Россия»). Сейчас у TalentTech уже больше 40%, но контрольный пакет по-прежнему остается у основателей.

Новый акционер участвует в работе совета директоров, в формировании стратегии холдинга, у него есть право вето на крупные сделки. Совет директоров собирается раз в три месяца, иногда чаще, мы обсуждаем итоги квартала, строим планы на следующий. У нас есть договоренности по коммерческим ожиданиям, конкретные планы по выручке и прибыли, но в целом компания автономна — все операционные решения принимают менеджмент и я как генеральный директор.

С появлением нового инвестора мы запустили перспективные проекты и развиваем уже начатые. Например, основная масса игроков онлайн-обучения работает в сегменте B2C. 90% лидеров зарабатывают на частных клиентах, и «Нетология-групп» тоже. Больше всего выручки нам приносят программы по диджитал-маркетингу и дополнительное среднее образование — в каждом случае речь идет о десятках миллионов рублей в месяц. Но у B2B тоже есть потенциал, и мы тоже планируем расширять здесь свое присутствие. У нас уже сейчас сотни корпоративных клиентов, и некоторые могут приносить выручку, сопоставимую с тысячами частных лиц.

Работать с организациями сложно. Частные лица обычно хотят получить профессию или навык, а компании ждут от сотрудников роста бизнес-показателей. Здесь нужно выстраивать отношения, проводить диагностику, подстраивать свои программы. Корпоративные заказчики медленно принимают решения, а отсрочка платежа может составлять от месяцев до года. Это сдерживает появление стартапов в B2B — для многих предпринимателей такая практика губительна.

Мы работаем совместно с компанией TalentTech — наш акционер создал платформу для оценки персонала и тестирования навыков сотрудников, а когда выявлены пробелы в знаниях, «Нетология-групп» формирует учебные программы. Обычно мы берем готовые курсы и дорабатываем под нужды конкретного заказчика.

Осенью прошлого года «Нетология-групп» запустила новый проект — акселератор Startup.EdMarket для стартапов в сфере EdTech, и за четыре года планируем вложить до $10 млн. Взаимодействие со стартапами помогает понять, какие люди приходят в онлайн-образование, в какие ниши, как они работают. Возможно, мы вложимся в 10—15 проектов, выкупив доли в размере от 30 до 60%.

Некоторые клиенты возмущаются, что появилось много онлайн-школ с непонятным качеством. Но это естественная стадия становления рынка — он пока очень неровный по уровню предлагаемых продуктов и услуг. Со временем начнется консолидация, и выживут сильнейшие. Отдельные игроки жалуются на сложности с монетизацией. Видимо, они не учли, что онлайн-образование — это в первую очередь бизнес, и потом уже образование. Тем, кто пришел в эту сферу из образования, не имея опыта в бизнесе, приходится тяжело.

Но сегодня нельзя недооценивать конкурентов — компании, почивающие на лаврах, быстро остаются позади. Сейчас наш основной конкурент — офлайн-образование. И есть ­несколько серьезных игроков в онлайне, за которыми мы наблюдаем: Skillbox, который выкупил Mail.ru, «Яндекс.Практикум», а также компания SkillFactory, которую основали наши бывшие сотрудники. Среди проектов, ориентированных на школьников, я бы назвал «Учи.ру», «ЯКласс», «Интернет урок». Крупнейшая онлайн-школа английского языка Skyeng тоже обучает школьным дисциплинам.

Новые проекты будут появляться и дальше, а инвесторы ждут перспективных идей. С августа 2017 года по октябрь 2019-го мы зафиксировали в российском онлайн-образовании 45 публичных сделок, а размер только озвученных инвестиций составил 55 млн. Не думаю, что нас или других лидеров уже невозможно догнать.

О компании

«Нетология-групп» — крупный многопрофильный образовательный холдинг, один из лидеров на российском онлайн-рынке. Компания начала работать в 2009 году как центр по подготовке и дополнительному обучению специалистов в области интернет-маркетинга, веб-разработки, дизайна и т. д. В 2014 году объединилась с онлайн-проектом для школьников «Фоксфорд». Более 40% холдинга принадлежит TalentTech, входящей в состав «Севергрупп» Алексея Мордашова. В прошлом году выручка «Нетологии-групп», по собственным данным, превысила миллиард рублей.

Записала Юлия Фуколова, старший редактор HBR Россия