Лидерство с человеческим лицом | Большие Идеи

・ Лидеры

Лидерство с
человеческим лицом

Письмо главного редактора HBR Россия

Автор: Марина Иванющенкова

Лидерство с человеческим лицом

читайте также

Посадите себя на цифровую диету

Ирина Гусинская

«Они способны прославить каждого»

Джон Кинг,  Дэйв Логан,  Хэли Фишер-Райт

GR — новая основа бизнеса

Дина Гайзатуллина

ИИ не только для «самых умных»

Крити Шарма

В конце мая миллионы людей, затаив дыхание, следили за прямым эфиром NASA. Космический корабль Сrew Dragon поднялся в воздух и направился к орбите Земли. На следующий день летательный аппарат, запущенный компанией Илона Маска, успешно пристыковался к МКС.

Соцсети взорвались восторженными постами. Люди испытали душевный подъем, и не только потому что наблюдали это событие в прямом эфире. Было радостно, что жизнь продолжается и никакая пандемия не мешает совершать большие дела.

Вся биография Илона Маска заставляет поверить, что достижимы самые невероятные цели. В южно-африканской школе Маск ничем не выделялся на фоне одноклассников и подвергался буллингу со стороны сверстников. В 17 лет он с одним рюкзаком прилетел в Канаду, а в 27, продав долю в своей компании, стал миллионером. Пока люди и деньги шли в интернет-бизнес, Маск читал советский учебник по ракетостроению и мечтал об отправке людей в космос. Его идеи казались окружающим бредом, даже близкие называли Маска сумасшедшим. Он пережил много неудач, но все-таки добился своего. Ему помогли трудолюбие, дотошность, глубокие знания и главное — упорство, переходящее в одержимость. А еще Маск умеет вести людей за собой — это одно из важнейших качеств лидера.

Сейчас, по мнению гендиректора Cisco Systems Чака Роббинса, время лидерства, а не менеджмента. Бизнес живет в состоянии неопределенности, люди испытывают тревогу, страдают от эмоционального выгорания. Чтобы повысить вовлеченность персонала, лидеры должны прилагать гораздо больше усилий, чем в «мирное» время. Нужно говорить правду, какой бы неприятной она ни была, и в то же время вселять оптимизм; демонстрировать уверенность и быть ближе к людям; принимать жесткие решения — и давать подчиненным больше самостоятельности; выступать в роли наставников, а не надзирателей.

В тяжелые времена сотрудникам особенно нужна опора в лице руководителя. Лидеры, пишет Джанпьеро Петрильери из INSEAD, должны минимизировать стресс, в котором находятся люди, и помочь им осмыслить свалившиеся на них неприятности. Для этого необходимо чаще общаться с сотрудниками, интересоваться их проблемами и предлагать помощь. Искренняя поддержка мотивирует больше, чем денежная компенсация. Человеческое отношение к подчиненным хорошо бы сохранить и после пандемии.

Об авторе. Марина Иванющенкова — главный редактор Harvard Business Review Россия.