Дикое лидерство: как развивать руководящие кадры вдали от офиса

Дикое лидерство: как развивать руководящие кадры вдали от офиса
|27 июля 2020| Кристофер Майерс Майкл Дойл

Организации каждый год тратят миллиарды долларов на развитие руководящих кадров. И все же исследования показали, что многие из этих программ, по-видимому, не работают: они не помогают участникам развивать лидерские навыки, необходимые для работы в сегодняшних условиях, — умение реагировать на динамично меняющиеся ситуации и сотрудничать с людьми. 

Мы занимаемся программами развития лидерских качеств как исследователи, преподаватели и консультанты, и нас особенно вдохновляют успешные результаты походного формата — экспедиций в дикую природу. Участники, разделенные на несколько команд, развивают и оттачивают лидерские навыки, решая непростые задачи, связанные с общением и физическими нагрузками и неизбежные для тех, кто оказывается вдали от цивилизации. Суровая обстановка принуждает людей работать сообща, осваивать новые навыки, брать ответственность за свои решения и их последствия. При этом выявляются ключевые грани лидерства и командного взаимодействия, которые часто остаются незамеченными в «нормальных» условиях.

Наш личный опыт ведения таких экспедиций, в том числе десятидневного экспедиционного курса по развитию лидерских навыков для учащихся на MBA (либо сплав на каяках вдоль побережья Белиза, либо поход в горы в Норвегии), показывает, что такой формат успешно достигает многих целей современных программ по развитию лидерских компетенций. Эти экспедиции помогают участникам совершенствовать умение справляться с особо сложными задачами, принимать стратегические решения в неопределенных ситуациях, а также сотрудничать с командой и учиться у нее. Именно эти навыки желательны для современных руководителей организаций. Наши программы также благоприятствуют развитию способности адаптироваться и стойкости.

Экспедиции на природу и другие подобные мероприятия для руководителей проводятся в самых разных организациях. В частности, в NASA используют такие акции для обучения команд астронавтов и укрепления доверия. Однако мы понимаем, что это требует много времени и ресурсов, перемещений на дальние расстояния, а также хорошей физической формы. Все это доступно не всем руководителям и не всем компаниям. И все же мы полагаем, что как минимум четыре характеристики таких экспедиций можно адаптировать к другим типам программ по обучению руководящих сотрудников и развитию лидерских навыков и использовать для их улучшения.

Новый сложный опыт. Участники экспедиций оказываются в незнакомой обстановке, в которой требуется осваивать новые навыки и способы взаимодействия с окружающими, чтобы добиться успеха. Для большинства людей прибыть на отдаленный остров, где нет сотовой связи, и получить палатку, лопату и весло для каяка — не самый привычный способ провести выходные. Приходится осваивать новые модели поведения, что способствует появлению новых привычек и подходов к работе.

Эта новизна дает людям возможность по-новому себя проявить и раскрыть не использовавшиеся до сих пор способности и склонности, которые пригодятся и в решении управленческих задач. Даже опытных туристов неопределенность, присущая любой экспедиции (например, вызванная непредсказуемостью погоды и других условий), вынуждает вкладывать много усилий в работу команды. 

К сожалению, мы видим много противоположных этому тенденций в традиционных, «кабинетных» программах по развитию лидерских навыков. Например, традиционный курс обучения может включать в себя лекцию по общим понятиям о работе руководителя в сочетании с предоставлением обратной связи о том, что каждый участник в своей нынешней должности делает хорошо, а что плохо, или коучингом для совершенствования недостаточно развитых навыков. Получается информативно, но участникам это не дает возможности выйти за пределы освоенных областей знания и оттачивать свои лидерские навыки в новой обстановке. Просто концентрируясь на общих принципах или рефлексируя по поводу своего поведения в прошлом, человек не получает возможности раскрыть свой новый, еще не используемый потенциал или научиться реагировать на незнакомые, неопределенные ситуации, с которыми он может столкнуться в будущем.

Примерно так же обстоят дела с «ретритами» для командного обучения руководителей: участники оказываются в среде, похожей на их повседневную рабочую обстановку (например, в конференц-зале). Новых инсайтов и развития такой подход почти не несет, потому что каждый просто следует твердо усвоенным привычкам и паттернам взаимодействия. Экспедиция естественным образом принуждает адаптироваться к новой ситуации. Это ее преимущество организаторы мероприятия в замкнутом пространстве могут использовать, если создадут для его участников новую обстановку, в которой существующие иерархии не так важны (это может быть, например, что-то совсем простое вроде квеста «выйти из комнаты»). Новый опыт заставляет пересмотреть свои привычки и раскрывает невыявленные резервы знаний, инсайтов и потенциала.

Целенаправленная подготовка. Мало кто отправится в экспедицию в неосвоенную местность без основательной (физической, логистической и духовной) подготовки к решению грядущих задач и без четких целей. Кроме того, сам по себе отъезд в экспедицию требует осмысленности и сосредоточенности, так как вынуждает людей прервать связь с привычным рабочим окружением (в прямом и переносном смысле). В результате люди более продуманно участвуют в происходящем и узнают что-то новое о деятельности и поведении руководителя и на своем, и на чужом примере. Такие откровения могут оказаться неожиданными.

Например, в наших экспедиционных курсах участвует много ветеранов военной службы — мужчин и женщин, от которых естественно ожидать, что им будет комфортнее руководить командой в отдаленном суровом районе и что они по умолчанию вызовутся на роль лидера. И все же эти учащиеся, воспользовавшись возможностью установить цели своего участия в экспедиции и обдумать, какие задачи в области своего развития они могут решить, часто пользуются шансом отказаться от руководящей роли и учиться руководить у товарищей по команде. Это позволяет бывшим военным лучше понять, как адаптировать свой командирский опыт к корпоративному миру.

Полная версия статьи доступна подписчикам
Выберите срок онлайн-подписки:

https://hbr-russia.ru/liderstvo/lidery/835294

2020-07-27T07:35:32.330+03:00

Tue, 10 Nov 2020 08:21:42 GMT

Дикое лидерство: как развивать руководящие кадры вдали от офиса

Четыре принципа, которые помогут сделать обучающие экспедиции эффективными

Лидерство / Лидеры

https://cdn.hbr-russia.ru/image/2020/5q/osiyq/original-w4q.jpg

Harvard Business Review РоссияHarvard Business Review Россия

Harvard Business Review РоссияHarvard Business Review Россия