Уроки Тони Шея | Harvard Business Review Russia
Лидеры

Уроки Тони Шея

Билл Тейлор
Уроки Тони Шея

Шокирующая гибель Тони Шея, легендарного интернет-предпринимателя и мыслителя, вызвала огромный поток эмоций и воспоминаний. Одни из самых ценных слов в память Тони принадлежат другому всеми любимому инноватору. Джейсон Фрид, сооснователь и CEO Basecamp, написал твит о том, почему Тони был таким особенным — и таким непостижимым, по крайней мере, для меня. «Он удивлял меня с самой первой минуты нашего знакомства, — пишет Фрид. — Он был художником на позиции CEO. <…> Подавал пример того, как нужно жить. Чудесный человек».

Когда от нас уходят знаменитые бизнесмены, — через много лет после завершения карьеры или, как в случае Тони, всего в 46 лет, — мы, конечно, стараемся оценить их вклад. Но чтобы оценить влияние Тони, нужно думать о нем не только как о многолетнем СЕО гигантского онлайн-магазина обуви Zappos, но и как о художнике — как о человеке, которого занимали большие идеи и эмоции, а не только бизнес-планы и целевые цены на акции. Тогда мы сможем разобраться в его невероятных победах над конкурентами, причудливых организационных экспериментах и периодических неудачах и разочарованиях. Тони было легко восхищаться, потому что он — как и многие другие художники — был одновременно великолепен и неидеален. Именно поэтому его наследие так богато, а уроки так ценны.

Я впервые лично увидел художественный талант Тони еще в мае 2008, когда посетил штаб Zappos в Лас-Вегасе. Я поехал на запад США провести несколько лекций, у меня выдался свободный день, и я связался с PR-отделом Zappos и попросил показать мне модную компанию, годовой объем продаж которой только что превысил $1 млрд. Ответил мне лично CEO: он предложил провести для меня экскурсию и объяснить, над чем работает его команда. За этим визитом последовали 10 лет переписки и разговоров во время моих поездок в Лас-Вегас и на конференции — разговоров о брендинге, культуре, инновациях, социальных переменах и многих других проблемах, которые определяли работу Тони.

Эта первая экскурсия оказалась перфомансом высшего разряда; формальная прогулка по офису быстро превратилась в лас-вегасское эстрадное ревю. Тони встретил меня в холле, взял в руки «экскурсионный флаг» и поднял его высоко над головой. Офисы, и так очень оживленные, при нашем виде приходили в восторг. В одном департаменте, куда мы зашли, сотрудники начали свистеть в свистки и шуметь ручными трещотками. В другом для нас звонили в колокольчики и трясли помпонами. В фэшн-отделе нам поставили танцевальную музыку и сделали фотосессию наших перемещений по офису. А в конце экскурсии мы добрались до так называемой Королевской комнаты: штатный тренер по личностному росту по имени доктор Вик нахлобучил на меня корону, усадил на трон и сделал фотографию на память.

Как и многое другое в Zappos, эта экскурсия была одновременно прекрасной и странноватой — и именно поэтому компания стала так успешна. Главная мысль Тони заключалась в том, что онлайн-ритейл — это далеко не только про цену, качество и ассортимент (хотя все это тоже было в Zappos на уровне). Все, что делали (и делают) Zappos, было призвано развлекать, поражать, удивлять и вообще привлекать внимание клиентов — «доставлять счастье», как говорил Тони (так он назвал свою книгу-бестселлер).

Но Тони понимал, что невозможно создать успешную компанию, если за ней не будет стоять сильная структура. Чтобы создать бренд, который любят клиенты (а любовь клиентов к Zappos поражает меня по сей день), Тони нужно было поддерживать страсть и среди своих коллег. И, как он объяснил в статье для HBR в 2010 году, даже решение перевезти штаб Zappos из Сан-Франциско в Лас-Вегас в 2004 году было отчасти основано на мнении его сотрудников.

Конечно, в этой силе были и свои странности. В 1994 году, за два года до того, как Тони стал сооснователем своей первой компании (которую затем продал Microsoft за $265 млн), и за пять лет до того, как он стал советником и инвестором Zappos, Джим Коллинс и Джерри Поррас опубликовали свой бестселлер «Построенные навечно», где описали качества компаний, подолгу остающихся на вершине. Одним из этих качеств была «сектоподобная культура»: тщательная работа с идеологией, индоктринация, строгость подбора сотрудников и элитизм.

Отголоски этих идей я увидел и в тесной организации Zappos. Мне вспоминается, как студенты Техасского университета A&M на протяжении нескольких десятилетий повторяют слоган, чтобы описать свою культуру, знаменитую своей уникальностью (и, да, некоторым сектантством): «Снаружи ничего не поймешь, а изнутри ничего не объяснишь». Про Zappos я бы выразился примерно так же. Я искренне восхищался культурой Zappos, но не мог представить себе, как бы я стал ее частью — и не только потому, что мне не идут помпоны. Просто я недостаточно экспрессивен и, может быть, немного скептично настроен к другим людям, чтобы настолько растворяться в какой-либо организации.

Полная версия статьи доступна подписчикам
Вы уже подписаны?
Тогда авторизуйтесь
советуем прочитать
Трудный разговор
Меган Девайн