«Я один из немногих ИТ-предпринимателей, который не слишком доволен удаленным форматом работы»

«Я один из немногих ИТ-предпринимателей, который не слишком доволен удаленным форматом работы»
|28 апреля 2021| Игорь Гольденберг

Наверное, я по жизни авантюрист. Не раз заваливал проекты, терял деньги, но если уж вылетал из седла, то все равно старался падать в направлении цели. Я уверен, что мой нынешний проект — мобильное приложение WiFi Map — через два года станет единорогом, хотя для этого еще много чего нужно сделать. С помощью приложения любой пользователь может найти поблизости Wi-Fi точку и бесплатно подключиться к сети. На данный момент его скачали уже более 150 млн раз.

В школе я был двоечником и хулиганом, но когда папа купил мне компьютер ZX Spectrum, понял, что у меня неплохо получается кодить. В 15 лет я из Донецка переехал в Израиль учиться по молодежной программе, там и стал программистом. В 18 лет даже подрабатывал «белым хакером» и находил уязвимости в системах компаний. Мне платили около $500 за каждый взлом, хотя на рынке эта услуга могла стоить несколько десятков тысяч долларов. Какое-то время поработал в ИТ-компаниях, а потом решил начать свой бизнес. Мой первый проект — продажа в Африку солнечных систем — провалился, оставив меня с долгами. Тогда я вернулся в ИТ и вместе с другом запустил стартап, который помогал сравнивать цены на разные товары. Друг вскоре уехал в Канаду, но возвращаться в наем мне уже не хотелось. И тут в 2007 году появился первый iPhone. Меня осенило — здесь же огромный потенциал, кто угодно может сделать свое приложение. Я создал компанию Kenlo Group и начал искать клиентов. В основном меня отфутболивали, но через два года многие проснулись — давайте, мол, позвоним тому сумасшедшему, который предлагал разработку мобильных приложений. Мой бизнес начал расти, команда выросла до 15 человек, и мы накопили хорошую экспертизу.

В какой-то момент я понял, что аутсорсинг чем-то напоминает суррогатное материнство — я реализую чужие мечты, вкладываю в них душу, а потом отдаю этих «детей» в чужие руки. И каждый раз все нужно начинать сначала, словно идти в первый класс. Захотелось подумать о собственных проектах.

На каком-то ИТ-мероприятии я познакомился с ребятами-технарями — Дмитрием Плащинским и Кириллом Кудиным, которые показали прототип WiFi Map. Идея мне понравились: я почувствовал, что из нее можно вырастить что-то глобальное. В результате в 2014 году мы с моим партнером Денисом Скляровым решили зайти в этот проект, и свою компанию Kenlo Group я переориентировал на работу с WiFi Map. Поначалу мы не вполне понимали, как на этой идее заработать, и наши первые доходы составляли всего $300—400 в месяц. Но когда полностью погружаешься в продукт, перед тобой открываются новые горизонты — словно ты все выше и выше взбираешься на дерево. Эти новые возможности мы каждый раз изучаем и уже умеем на них зарабатывать.

С МИРУ ПО НИТКЕ

В основе WiFi Map лежит идея краудсорсинга, когда к решению задачи привлекают самый широкий круг лиц. В нашем сообществе две категории участников. Первые — обычные потребители, которые просто пользуются сервисом для подключения к интернету. Вторые — те, кто готов бесплатно пополнять базу, мы называем их «контрибуторами». Они добавляют новые точки Wi-Fi, обновляют пароли у старых, убирают с карты недействующие. Контрибуторов у нас 1—1,5% от общего числа пользователей — примерно такой же показатель у Википедии или других подобных проектов.

В нашем приложении более сотни миллионов мест, где можно подключиться к Wi-Fi — в любом городе мира, Хабаровске, Нью-Йорке или Барселоне, в кафе, гостиницах, тренажерных залах, музеях и т. д. Меня часто спрашивают, а что думают их владельцы о нашем проекте, этично ли вообще разглашать пароли? Я обычно отвечаю, что это сети для бесплатного публичного доступа, мы ничего не взламываем, просто объединяем пароли в одном месте. Были пара случаев, когда ученики добавили свой школьный Wi-Fi, и тогда по просьбе учебного заведения мы удалили информацию.

Кроме того, у нас многомиллионная аудитория, и с нашей помощью организации получают новых клиентов. Условно говоря, если человеку нужно поработать, а не просто короткое подключение, он не будет мерзнуть на улице, а зайдет в кафе и сядет за столик. В какой-то момент компании стали сами к нам обращаться, и мы их бесплатно размещаем на нашей карте. По сути, WiFi Map стал для них еще одной точкой контакта с аудиторией, как, например, Google Maps, Foursquare или Yellow Pages.

Задача каждого мобильного приложения — повысить engagement (вовлечение) и retention (удержание) пользователей. Важно, чтобы человек регулярно возвращался. Как это сделать, с помощью какого функционала? В первую очередь важно стимулировать контрибуторов, чтобы их становилось больше. В основном мы двигаемся интуитивно, проводим множество тестов. Я и сам надевал на себя «шапку» пользователя, добавлял на карту точки. В итоге мы наработали серьезную экспертизу по развитию сообщества.

Интернет для всех

Игорь Гольденберг — технологический предприниматель, соучредитель нескольких компаний. Родился в Донецке в 1977 году, в 15 лет переехал в Израиль, а позже в США, получив редкую визу — для лиц с выдающимися способностями. Вместе с партнерами в 2014 году запустил мобильное приложение WiFi Map, которое скачали более 150 млн человек. Сервис содержит миллионы точек для бесплатного доступа к Wi-Fi и пароли к ним по всему миру, причем базу пополняют сами пользователи. За плату приложением можно пользоваться офлайн, компания также предлагает услуги VPN (Virtual Private Network, виртуальная частная сеть), электронные сим-карты. WiFi Map регулярно включают в десятку лучших мобильных приложений для путешественников.

Во-первых, людям важен мотив. Пароль — это всегда что-то закрытое, и вдруг ты получил доступ: вроде как добыл секретную информацию. На самом деле никакой тайны нет, это лишь психологический момент, но люди кайфуют, добавляя новые точки. В своем регионе добавили, что могли, переключились на другой — происходит своего рода «завоевание территории». И это дает приложению вирусный эффект. Кроме того, людей вдохновляет идеология проекта — сделать интернет бесплатным для всех. Может, человек в жизни ни одну старушку через дорогу не перевел, а тут помог незнакомцу подключиться и получил в ответ благодарность. И пользователю это нравится, потому что он «помогает миру».

Во-вторых, важна геймификация. Каждый участник может зарабатывать очки, совершая разные действия. Например, сколько-то точек добавил, сколько-то из них оказались рабочими. Тот, кто заработал определенное количество очков, может получить бесплатно наши дополнительные сервисы (отключить рекламу, загрузить офлайн-карты и т. д.).

Я видел, что многие регулярно заходят в Instagram, вешают картинки и меряются количеством подписчиков и лайков. Здесь расчет на «эго»: люди тщеславны и хотят получать как можно больше признания. Мы в свою очередь ввели рейтинги контрибуторов — у нас есть лидеры по очкам на уровне страны и на уровне региона. Это заставляет людей соревноваться и очень сильно подстегивает их вовлеченность — заманчиво стать «боссом» в своем регионе. Например, один рекордсмен из Таиланда добавил 4740 точек.

Полная версия статьи доступна подписчикам
Выберите срок онлайн-подписки:

https://hbr-russia.ru/liderstvo/lidery/867145

2021-04-28T11:52:05.875+03:00

Wed, 28 Apr 2021 09:11:56 GMT

«Я один из немногих ИТ-предпринимателей, который не слишком доволен удаленным форматом работы»

Основатель компании WiFi Map о том, как заработать на бесплатном интернете

Лидерство / Лидеры

https://cdn.hbr-russia.ru/image/2021/34/r2v5l/original-z3f.jpg

Harvard Business Review РоссияHarvard Business Review Россия

Harvard Business Review РоссияHarvard Business Review Россия