Вредная мужественность | Большие Идеи

・ Лидеры
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»


Вредная мужественность

Авторы: Мейерсон Дебра , Робин Эли

Вредная мужественность

читайте также

От пациента пациенту: как люди с хроническими болезнями становятся инноваторами

Сюзанна Фокс

Чего хотят ваши клиенты? Время разобраться

Фрэнк Сеспедес

Стратегия бережливого производства

Дэвид Коллис

Командовать парадом будет... кто?

Бленко Марсия,  Роджерс Пол

Чему офисные менеджеры могут научиться у буровиков, работающих на морских нефтяных вышках? Что полезного они могут у них узнать? Ну, например, что для повышения производительности труда необходимо устранить любые проявления мачизма. К такому выводу мы пришли, проследив за тем, как живут и трудятся рабочие на двух нефтяных платформах, — более полутора лет мы по нескольку недель делили с ними кров, пищу и обязанности.

Работать на нефтяных вышках трудно и опасно, поэтому ­демонстрация профессионального мастерства, мужской силы и отваги там всегда была в порядке вещей. Однако последние 15 лет на изученных нами платформах целенаправленно изживали жест­кую культуру мачизма и приучали мужчин хвалить друг друга, помогать коллегам и самим обращаться к ним за помощью, а также признавать свои ошибки и разбираться, чем они были вызваны: тревогой, стрессом или недостатком опыта. У рабочих сущест­венно изменились внутренние установки: вместо того чтобы доказывать окружающим свою мужественность, они озаботились вопросами безопасности и эффективности труда.

Для этого им пришлось пересмотреть свое отношение к работе — ­конечно, не без помощи руководства. Начальство убеждало сотрудников: если вы не видите собственных оши­бок и не умеете учиться на них, то вы работаете неэффективно и подверга­е­те себя опасности. И постепенно все усвоили: чтобы повысить безо­пас­ность и производительность труда в потенциально опасной зоне, необхо­димо научиться воспринимать новую информацию, даже если она кажется нелепой, и признавать свои ошибки.

Приняв новые правила игры, рабо­чие, во-первых, поняли, что чрезмерная демонстрация ­мужествен­ности не только не помогает им, но и по­просту мешает, и, во-вторых, ­в корне пересмотрели свои представления о хороших руководителях. Выяснилось, что те, кто раньше поднимался по карьерной ­лестнице — «здоровенные грубые мужланы», как их назвал один из рабочих, — ничего не смыслят в безопасности и производительности. Зато люди целеустремленные, готовые заботиться о коллегах, умеющие слушать и учиться, прекрасно в этом разбираются.

За 15 лет правила и нормы изменились во всей компании — так же, как и поведение сотрудников, и это безусловно способствовало повышению безопасности и производительности труда. Несчастных случаев стало меньше на 84%, а производительность (число добытых баррелей), экономическая эффективность (затраты на баррель) и надежность (время безотказной работы оборудования) повысились по сравнению с прежними показателями.

Однако эти изменения произвели еще один неожиданный эффект. Рабочие перестали бояться уронить себя в глазах коллег — если они не знают, как безопасно и эффективно выполнить задание, то открыто говорят об этом, признавая тем самым собственную некомпетентность или неопытность. И это наложило глубокий отпечаток на то, как они воспринимают себя и каким им представляется «настоящий мужчина».

Если даже буровики — само, казалось бы, олицетворение мужест­венности — сумели отказаться от идеалов мачизма и потому стали работать гораздо ­производительнее, то и офисным служащим это навер­няка удастся. Исследования не раз доказывали, что мачизм дорого обходится компаниям из самых разных отраслей — будь то авиация, произ­водство, высокие технологии или юриспруденция. Стремление всегда вести себя «по-мужски» отрицательно сказывается на качестве принятых решений и на взаимоотношениях с коллегами. В коллективе процветает дух «дедовщины», что мешает профессионально развиваться новым сотрудникам, препятствует продвижению женщин, ведет к нарушениям прав человека, вредит физическому и моральному здоровью. За желание продемонстрировать мужественность приходится расплачиваться очень дорого — как самим представителям сильного пола, так и организациям, в которых они работают.

И дело не в мужских качествах как таковых — чтобы выполнить многие задачи, нужно быть упорным, сильным и бесстрастным. Плохо то, что мужчины часто пытаются ­само­у­тверждаться в самый неподходящий момент и в самом неподходящем месте: на морской нефтяной платформе или в шикарном кабинете руководителя. Чтобы люди лучше работали, следует создавать такие условия, чтобы они легко отказались от стандартных моделей поведения, перестали путать их с профессионализмом и сосредоточились на том, что действительно важно для дела.