«Годен до...»: есть ли срок годности у CEO-основателей? | Harvard Business Review Russia
Лидеры

«Годен до...»: есть ли срок годности у CEO-основателей?

Брэдли Хендрикс , Кристофер Бингем , Трэвис Хауэлл
«Годен до...»: есть ли срок годности у CEO-основателей?
Иллюстрация: HBR Staff; kkgas/Stocksy; PhotoMelon/Getty Images

«Многие говорят, что компанию должен возглавлять ее основатель. Я же считаю, что это ограничивающее убеждение и слабое звено… Я считаю крайне важным, чтобы компания могла существовать сама по себе, свободная от влияния и руководства ее основателя».

Джек Дорси, основатель и бывший CEO компании Twitter

Внезапный уход Джека Дорси из Twitter в ноябре вызвал резонанс в Кремниевой долине и во всем мире. После его победы в упорной борьбе с инвестором-активистом, пытавшимся отстранить его в 2020 году, решение Дорси передать бразды правления главному техническому директору Парагу Агравалу многих шокировало. Этот шаг также идет вразрез с последней тенденцией: венчурные инвесторы призывают основателей оставаться в должности CEO как можно дольше. Уход Дорси продемонстрировал, как — и почему — основатель может добровольно отойти в сторону, когда его организация достигла определенного уровня зрелости. В связи с этим возникает вопрос: следует ли другим брать с него пример?

В последнее время мы наблюдали довольно много примеров, когда основатели занимали должность CEO гораздо дольше, чем это было разумно делать. И Трэвиса Каланика из Uber, и Адама Неймана из WeWork сняли с должности после серьезных и получивших широкую огласку, мягко выражаясь, промахов. Аналогично основатель и CEO компании Groupon Эндрю Мейсон был уволен всего через полтора года после того, как компания вышла на IPO, — и цена акций Groupon сразу выросла на 4%. И, конечно, Дорси не первый основатель, признавший необходимость двигаться дальше: Рик Олден из Skullcandy ушел в отставку, чтобы сосредоточиться на других предпринимательских начинаниях, когда его компания начала процедуру выхода на IPO, а Решма Сауджани, CEO организации Girls Who Code, объяснила свое решение уйти с поста тем, что компании нужно продолжать искать новые пути и внедрять инновации.

Как поясняет Бен Хоровиц из ведущего венчурного фонда Andreessen Horowitz в своей книге «Сложные решения», эффективные CEO должны знать, что делать, и должны уметь в своей компании добиться, чтобы это было сделано. Хоровиц доказывает, что основатели-CEO обычно гораздо лучше справляются с первой частью этого утверждения и в результате им приходится труднее, когда их организации становятся более сложными. Такие проблемы, как оптимизация, снижение затрат и управление растущим числом сотрудников, продуктов, услуг, отделов, географических точек и клиентов, мало похожи на требования к лидеру стартапа. После выхода на IPO бизнес оказывается на виду, и это уже публичная компания с распределенной структурой собственности, что еще больше осложняет задачи руководителя.

С другой стороны, можно найти положительные примеры компаний под управлением основателя в должности CEO. Такие основатели компаний, как Лен Шлейфер из Regeneron Pharmaceuticals, Фред Смит из FedEx и Джефф Безос из Amazon, сохраняют должность CEO более 20 лет после выхода их компаний на IPO, и под их руководством стоимость каждой из компаний превысила $50 млрд.

Учитывая эти противоречивые данные, мы решили найти способы оценить и выразить количественно влияние основателей-CEO на их компании в долгосрочном периоде. Мы собрали данные (включая показатели динамики акций и метрики финансовой отчетности, такие как экономическая рентабельность (ROA) и коэффициент Тобина) для почти 2 тыс. публичных компаний, около половины из которых на момент сбора данных возглавляли основатели-CEO. Мы провели ряд исследований с целью определить связь между основателем-CEO и финансовыми показателями. И в то время как анализ продолжается, пока мы собираем дополнительные данные по новым IPO, мы уже сделали некоторые удивительные выводы.

Об авторах

Брэдли Хендрикс (Bradley Hendricks) — доцент, преподаватель бухгалтерского учета Школы бизнеса Кенан — Флаглера Университета Северной Каролины в городе Чапел-Хилл.

Кристофер Бингем (Christopher Bingham) — профессор стратегии и предпринимательства Школы бизнеса Кенан — Флаглера Университета Северной Каролины в городе Чапел-Хилл.

Трэвис Хауэлл (Travis Howell) — доцент, преподаватель стратегии Школы бизнеса Пола Мераджа Калифорнийского университета в Ирвайне.

Полная версия статьи доступна подписчикам
Вы уже подписаны?
Тогда авторизуйтесь
советуем прочитать
Люди или технологии: как выстраивать B2B-продажи в цифровом мире
Андрис А. Золтнерс,  ПК Синха,  Салли Лоример,  Тай Карри