Когда уходят женщины-руководители, убытки растут | Большие Идеи

・ Лидеры
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Когда уходят женщины-руководители,
убытки растут

Как повысить гендерное равенство, вовлеченность персонала и прибыль компании

Авторы: Расмус Хогард , Жаклин Картер , Марисса Эфтон

Когда уходят женщины-руководители, убытки растут
Иллюстрация: bashta/Getty Images

читайте также

Почему Hulu проиграл

Майкл Смит,  Рахул Теланг

Музыка вовлеченности

Юлия Крыленко

Зачем управленцам математика?

Дейвенпорт Томас

Четыре правила системного нетворкинга

Церен Савгуров

Пандемия ухудшила положение на рынке труда для работающих женщин, и нейтрализовать этот негативный эффект удастся еще нескоро. Только за первый год пандемии из состава рабочей силы выбыли 54 млн женщин, и почти 90% из них совсем перестали работать. Сейчас доля работающих женщин составляет менее 47%, и этот показатель значительно ниже, чем у мужчин (72%).

Эти потери наносят сокрушительный удар по гендерному равенству, карьерному росту и представительству женщин на руководящих должностях. Но если мы просто смотрим на то, как пандемия повлияла на женщин, то преуменьшаем масштаб проблемы. Побочный ущерб заключается в снижении уровня вовлеченности и производительности у каждого работника, который теперь не будет трудиться под началом руководителя-женщины, ведь руководители-женщины создают более мотивированные команды, лучше увеличивают производительность и в результате экономят своим компаниям миллионы долларов. В такой момент, когда многие увольняются, чтобы найти вакансию получше, когда кадровый дефицит в компаниях достигает 15-летнего максимума, лучшим решением будет удержать в штате и повысить в должности женщин-руководителей. Подобное решение поможет сохранить трудовой коллектив в целом.

Женщины лучше справляются с непростыми решениями

В течение нескольких лет в Potential Project проводили исследование, в котором приняли участие руководители и сотрудники около 5 тыс. компаний из почти 100 стран. Мы хотели узнать, как начальникам удается принимать непростые решения, с которыми связаны их должностные обязанности, и при этом оставаться хорошими людьми. Анализ мы свели к двум ключевым чертам: мудрости, которая помогает исполнить свой долг, даже если это непросто; и состраданию — заботе и готовности поддержать и помочь. Обе черты важны, но если они объединены, результат с точки зрения важных метрик оказывается в разы лучше. Например, удовлетворение условиями труда на 86% выше у человека, который работает на мудрого и способного проявлять участие руководителя, нежели у того, чей руководитель не отличается этими качествами. (Чтобы определить свой уровень мудрости и сострадания, можете пройти этот короткий тест.)

Если мы проанализируем данные в зависимости от пола, то обнаружим существенные, если не сказать шокирующие, различия. В нашем опросе 55% женщин-руководителей их подчиненные охарактеризовали как мудрых и сострадательных. Среди мужчин такие отзывы получили только 27%. И, напротив, 56% процентов руководителей-мужчин обладали низким уровнем мудрости и сострадания, то есть они попали в квадрант, который мы называем «Неэффективное безразличие». Две трети опрошенных сказали, что женщины-руководители лучше справляются с тем, чтобы по-человечески решать сложные проблемы.

До того как приступить к исследованию, мы понятия не имели о том, что необходимость «по-человечески решать сложные проблемы» является фактически самой важной задачей для руководителей. Когда пандемия изменила саму структуру работы и произвела необратимые перемены в нашей жизни, руководителям пришлось принимать невероятно непростые решения, и при этом у них не было методичек, на которые они могли бы ориентироваться. Им пришлось вести команды сквозь горе, тревогу и неопределенность, помогать им защитить свое психическое здоровье — и при этом демонстрировать, что они, руководители — тоже люди. Поэтому неудивительно, что женщины, которые остались на рабочих местах и превосходят других по мудрости и состраданию, стали настоящими героями пандемии. Недавний отчет McKinsey подтверждает: в это невероятное время женщины проявили себя как более сильные лидеры и лучше справляются с дополнительными обязанностями, чем мужчины на том же руководящем уровне. Опросив 65 тыс. человек, McKinsey показала: работники считают, что женщины-руководители больше делали для заботы о людях в условиях пандемии. Женщины-руководители обеспечивали эмоциональную поддержку подчиненным (на 12% чаще, чем мужчины), интересовались их благополучием (на 7% чаще) и предпринимали шаги, направленные на предотвращение выгорания (на 5% чаще).

Не только в кризисы

Часто говорят о том, что женщины лучше руководят именно во время кризиса, словно их лидерские качества появляются лишь эпизодически, а затем исчезают. Хотя экстраординарные обстоятельства последних двух лет снова пролили свет на таланты женщин, это не единичный, отдельно взятый пример. На самом деле, всем нам работа нравится больше и мы работаем лучше, если нами руководит женщина. Наше исследование подтверждает факт, который был установлен авторами многих заслуживающих внимания работ (например, в этой статье Джека Зенгера и Джозефа Фолкмана).

В ходе исследования мы обратили внимание на ключевые бизнес-результаты и различия между гендером работника и руководителя. Вот что мы выяснили:

Если рассматривать многочисленные параметры, в том числе вовлеченность в работу и эффективность, худшие результаты получались в тех случаях, когда мужчина работает на мужчину, а лучшие — когда женщина руководит женщиной или мужчиной. Такие данные заставляют задуматься о том, кто занимает руководящие посты и как мы готовим лидеров. Если перевести эти данные в финансовую плоскость, необходимость действий становится еще более очевидной.

В ходе опроса мы пообщались с респондентами, которые активно отстранялись от работы, — иными словами, с теми, кто был несчастен на рабочем месте и заражал своим недовольством коллег. У руководителей-мужчин активную невовлеченность демонстрировали 18% работников. Среди тех, кто работал под началом женщины, доля таких подчиненных составляла 11%. По данным Gallup, издержки компании из-за потерь в продуктивности невовлеченного в работу сотрудника оцениваются в $3,4 тыс. на каждые $10 тыс. зарплаты. Повышая уровень вовлеченности, женщины-руководители сэкономили своим компаниям $1,43 млн на каждую тысячу работников (при допущении о средней зарплате в $60 тыс.). Добавьте к этому экономию на замене невовлеченных сотрудников в размере от половины до двух годовых эквивалентов зарплаты работника, или от $30 тыс. до $120 тыс. на каждого.

Куда двигаться дальше

Есть несколько критически важных способов применить эти данные так, чтобы принести пользу всем работникам.

Продвигайте гендерное равенство

Во-первых, хотя определенные успехи уже были достигнуты, компаниям предстоит еще многое сделать для поддержки и продвижения женщин. В данный момент белые мужчины занимают 62% руководящих позиций, и пандемия увеличила гендерное неравенство настолько, что для его ликвидации понадобится 135,6 года. Поддержка женщин должна начинаться в самом начале их карьеры, ведь, по данным McKinsey, женщины сталкиваются со «сломанной ступенькой» карьерной лестницы на самом первом этапе: на каждых 100 мужчин, которые получают должность менеджера, такой же должности добиваются только 86 женщин, а это означает, что гораздо меньше женщин получат более высокие назначения. Пандемия еще больше осложнила ситуацию, создав неприемлемые условия работы для женщин: миллионы из них трудились из дома и одновременно занимались обучением детей, заботились о других зависимых членах семьи и выполняли увеличенный объем домашних обязанностей. Первый шаг, который компании могут сделать на пути к долгосрочному гендерному равенству, состоит в создании гибкого расписания и графика работы из дома, действительно соответствующего реальности, с которой сталкиваются женщины. Убедитесь в том, что эти условия не становятся барьером для продвижению по службе, и оцените качество услуг по уходу за детьми, которые доступны вашим работникам. Вот другие идеи, которые будут способствовать восстановлению гендерного равенства по мере того, как мы возвращаемся в офис.

Продвигайте сострадательное лидерство

Во-вторых, хотя женщины, возможно, обладают врожденной, природной предрасположенностью к сострадательному лидерству, это не значит, что состраданию невозможно учиться. Любой, кто хочет стать более мудрым и участливым руководителем, может забыть старые методы управления и заново научиться быть человечным. Для начала следует поставить перед собой цель — проявлять больше доброты и заботы в процессе повседневного руководства. Пользу может принести даже такая мелочь, как вопрос: «Как вы поживаете, честно?» Существуют особые методики тренировки сознания, которые помогут вам «по умолчанию» жить и руководить, проявляя сострадание к людям.

Продвигайте целенаправленное обучение коллег

В-третьих, компании могут способствовать взаимообучению и организовать группы помощи, где люди могут учиться друг у друга тому, как принимать непростые решения, проявляя мудрость и сострадание. В ходе нашей работы мы обнаружили, что эти инициативы по развитию помогают самым разным руководителям обмениваться опытом. Подобные форумы также помогают создавать инклюзивную атмосферу, в которой мы узнаем наши сильные стороны и учимся их использовать.

На рабочем месте и за его пределами нам очень нужны мудрость и сострадание — и ясно, что женщины-руководители являются основным источником этих бесценных качеств. К сожалению, когда мы спросили у наших респондентов, какую роль мудрость и сострадание играют в их идеальном стиле управления, руководители-мужчины ответили, что им нужно больше мудрости, но меньше сострадания. Возможно, неудивительно, что женщины-руководители заявили, что им нужно и больше мудрости, и больше сострадания.

Давайте будем делать все возможное, чтобы поддерживать и развивать женщин-руководителей. Они нужны нам всем.