Чья возьмет, или Гендерная конкуренция в бизнесе: Россия — Запад | Большие Идеи

・ Лидеры

Чья возьмет, или Гендерная конкуренция в бизнесе: Россия
— Запад

Безусловно, биопсихосоциальные отличия между женщиной и мужчиной в проявлении «личного» существуют, но эти отличия больше являются ее конкурентными преимуществами, чем недостатками, и во многом способствуют успешному ведению конкурентной борьбы в бизнесе.

Автор: Галина Мирошниченко

Чья возьмет, или Гендерная конкуренция в бизнесе: Россия — Запад

читайте также

Неполное соответствие

Тара София Мор

Прогулки во время чумы

Мария Божович

Не бойтесь переносить дедлайны

Грант Доннелли,  Жевон Юн,  Эшли Уилланс

Кузнец своего рейтинга

Джефф Донакер,  Майкл Лука,  Хёнджин Ким

Верна ли фраза Аль Капоне: «Ничего личного, только бизнес» по отношению к гендерной конкуренции, где в жесткую борьбу вступают мужчины и женщины? Можно ли, в самом деле, развивая и защищая свой бизнес, убрать личное, «отключить» человеческую натуру, наделенную честолюбием, амбициозностью, эмоциональностью?

Безусловно, биопсихосоциальные отличия между женщиной и мужчиной в проявлении «личного» существуют, но эти отличия больше являются ее конкурентными преимуществами, чем недостатками, и во многом способствуют успешному ведению конкурентной борьбы в бизнесе.

Отличительными особенностями женщины являются — выносливость, трудолюбие, наблюдательность, терпимость, чутьё к наличию проблемы, коммуникабельность, ответственность.

Как выявило социологическое исследование, проведенное в 2013 году компанией PricewaterhouseCoopers («PwC») совместно с Высшей Школой экономики, 60% российских женщин, занимающих лидерские позиции в бизнесе, также считают многие из этих качеств своими конкурентными преимуществами. Нельзя не признать, что природный ресурс женщины, помноженный на честолюбие и амбициозность, помог «слабой» половине человечества заявить о себе как о сильном конкуренте, который пришел в бизнес и намерен побеждать.

Данная тенденция подтверждается и аналитическим отчетом «Женщины в бизнесе 2015: путь к лидерству», подготовленным международной сетью независимых аудиторско-консалтинговых фирм Grant Thornton International. В документе отмечается, что Россия стала мировым лидером по числу женщин-руководителей. 40% высших управленческих позиций в России занимают женщины. Основной причиной такого положения дел эксперты называют советское наследие. Остановимся на этой позиции более детально. В самом деле, экскурс в историю показывает, что равноправие женщин было юридически закреплено в Конституции СССР 1918 года, которая предоставила женщине равные права с мужчиной во всех областях хозяйственной, государственной, культурной и общественно-политической жизни.

Читайте материал по теме: Перемены осуществляются не начальниками, а лидерами

Гендерная политика советского государства — организация детских садов, школ, пионерских лагерей решала главную проблему женщины, на кого оставить ребенка. Создание вечерних школ, рабфаков позволили девушкам учиться и получать профессиональное образование.

Информационный контент СМИ пропагандировал возможность предоставления женщине равные с мужчиной права на труд, оплату труда, отдых, социальное страхование и образование, государственную защиту интересов матери и ребенка, государственную помощь многодетным и одиноким матерям, предоставление женщине при беременности отпусков с сохранением содержания, строительство широкой сети родильных домов, детских яслей и садов. Так, например, в журнале «Работница» за 1934 год был опубликован очерк о семье рабочего, который рассказывал: «У нас с женой не так много свободного времени — по вечерам учимся в политшколе. Сын у нас живет в детском саду, там его прекрасно кормят и хорошо за ним смотрят. Там он получает коллективное воспитание — и мы за него спокойны. Питаемся на фабрике-кухне хорошо и сытно. Моя жена больше не домохозяйка — она ударница и член партии». Таким образом, вовлечение женщин в производственную, общественно-политическую деятельность закономерно инициировало ломку традиционного уклада и культурных традиций советского общества, которые тормозили его поступательное развитие.

Как справедливо отмечается в статье Ибарра Э., Эли Р., Колба Д. «Пробиться в мире мужчин»— «традиционное представление о женщине, ее дискриминация губит любое дело на корню».

Западная статистика по женскому лидерству сегодня уступает российской.

Так, по данным исследования International Business Report в Европе за последние десять лет рывок удалось сделать только Испании и Франции, в которых число женщин-руководителей увеличилось на 10% — до 26 и 33% соответственно.

Доля женщин на руководящих должностях в США составила 22%, в Великобритании — 20%, Дании — 14%, Германии — 14%. Средние показатели для развитых стран — 20%. Наверно, и этим цифрам можно найти историческое объяснение.

Запад действительно уступает России в историческом опыте «женских революций».

История свидетельствует, что Конгресс США принял 19-ю поправку к Конституции, предоставившей избирательное право женщинам в 1920 году.

Читайте материал по теме:Женское лидерство в разных культурах

В Англии женщины получили избирательное право в полном объеме в 1928, во Франции — 1946 г. через полтора века получения этого права мужчинами. Швейцария отказывала гражданам женского пола в праве избирать и быть избранными до 1970 года. Пик принятия законов, разрешающих представительницам прекрасного пола учиться в университетах и работать вне дома в Западной Европе и США пришелся на 60—70-е годы XX века. Однако, отставание запада в «женском вопросе» компенсировалось научно-техническим прогрессом, значительно облегчающим женщинам домашний труд и повышающий уровень и качество жизни.

Сложные экономические условия, в которых оказалось сегодня все мировое сообщество — падение товарных рынков, замедление экономического роста требуют нового подхода в оценке субъектов гендерной конкуренции.

Следует признать, что женская модель ведения бизнеса имеет свои преимущества, поскольку в современных экономических реалиях победит тот, кто умеет чувствовать партнера, предвидеть точки соприкосновения в развитии бизнеса, договариваться, приходить к соглашениям, умерив свое высокомерие к сопернику.