Как реагировать на проблемы сотрудников с психическим здоровьем | Большие Идеи

・ Психология
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Как реагировать на проблемы сотрудников с
психическим здоровьем

Пять способов препятствовать стигматизации психических заболеваний

Авторы: Джен Фишер , Диана О’Брайен

Как реагировать на проблемы сотрудников с психическим здоровьем
Фото: TARA MOORE/GETTY IMAGES

читайте также

Эксперимент как способ воспитания лидера

Рон Ашкеназ

Хотите научиться думать?

Мариэтта Чудакова

Как понять, что перед вами плохой начальник

Сара Стибиц

Осталась лишь усталость

Ирина Пешкова

По данным экспертов, в течение жизни каждый четвертый человек сталкивается с проблемами психического здоровья. На работе таким людям зачастую приходится скрывать свое состояние из страха столкнуться с дискриминацией и отторжением со стороны коллег или даже начальства. С подобной стигматизацией можно и нужно бороться, однако установленных руководством компании правил для этого недостаточно. Необходимы эмпатия и активные действия со стороны менеджеров.

Авторам этого материала, приходилось сталкиваться с нездоровыми психическими состояниями. Одним утром в разгар напряженного рабочего года Джен не смогла встать с постели. Как увлеченный своей работой профессионал, она не обращала внимания на тревожные признаки, которые указывали на развивающееся посттравматическое стрессовое расстройство. Диана, наставник Джен, некоторое время замечала неладное, и в то утро непростая ситуация стала очевидной. В последующие недели мы сплотились всем коллективом, чтобы оказать Джен всю необходимую помощь.

Диана разделяла трудности, которые испытывала Джен, поскольку сама сталкивалась с психическими проблемами — не с посттравматическим расстройством, но с тревожностью. Будучи матерью тройняшек с аутизмом и обладая напряженным рабочим графиком, ей было крайне сложно управляться со всеми аспектами своей жизни.

На протяжении нашей карьеры мы прошли через целый спектр проблем психологического характера. Некоторые из них было легко преодолеть, с другими приходилось сражаться. Но что мы уяснили совершенно точно — это насколько важна поддержка руководства.

И в личном, и в профессиональном аспектах работнику становится гораздо легче, когда руководство понимает и принимает проблемы с душевным здоровьем и знает, как на них реагировать: предлагает руку помощи, уделяет внимание и показывает, что сотрудник не одинок и ему есть, на кого положиться.

Именно такую позицию заняла однажды Джен, когда к ней обратился коллега, страдающий от тревожного расстройства. Он начал понимать, что расстройство влияет на его работу и личную жизнь, и обратился к Джен, поскольку она всегда открыто говорила о том, как боролась со своими проблемами. Джен внимательно его выслушала, поняла его потребности и рассказала о доступных способах получения помощи, в том числе о программе психологической поддержки сотрудников. Впоследствии она не раз подходила к нему, интересовалась его делами и тем, получил ли он нужную помощь. Так она давала коллеге понять, что коллектив всегда рядом и готов его поддержать.

Как же научиться правильно реагировать на сообщения сотрудников о проблемах с психическим здоровьем? Как научить этому коллег? Вот пять простых способов, которые помогут руководству повысить уровень эмпатии в компании.

Используйте правильные слова. Необходимо знать и избегать выражения, которые способствуют стигматизации душевных проблем: «Опять сегодня депрессую», «Она псих какой-то», «У него биполярное расстройство? Он то веселится, то грустит». Мы можем произносить это безо всякого злого умысла, но для коллег, испытывающих реальные проблемы, наш юмор может показаться крайне оскорбительным. Смогли бы вы поговорить о своем диагнозе или отпроситься у своего руководителя для посещения психотерапевта после таких шуток?

Переосмыслите больничные. Вы вряд ли скажете больному раком человеку: «Нужно собраться и перетерпеть это» или «Не обращай внимания, это пройдет». Все осознают, что это тяжелое заболевание, лечение которого требует свободного от работы времени. Даже подхватившему вирусную инфекцию сотруднику руководитель скорее всего скажет пойти домой и отдохнуть. Однако к эмоциональным срывам и прочим признакам стресса, тревожного расстройства или маниакального поведения мы относимся не так терпимо. Сотрудникам нужно быть уверенными в том, что они имеют право взять больничные и отгулы, чтобы лечить не только физические заболевания, но и душевные.

Поощряйте открытость. Важно предоставить людям безопасный способ поговорить о своих трудностях, как пережитых ранее, так и переживаемых сейчас. Необходимо, чтобы сотрудники не боялись после этого не получить повышения, лишиться нового проекта или приобрести славу «неуравновешенного». Дело лидера — инициировать такой разговор, установить рамки, поделиться своим опытом (как это сделали мы) или жизненными примерами других людей, которые справились с подобными трудностями, получили поддержку и успешно продолжили работу. Также необходимо создать атмосферу, в которой сотрудникам было бы комфортно рассказывать о возникающих проблемах.

Будьте проактивны. Сам по себе стресс — нормальное проявление организма, приспосабливающегося к работе в высоком ритме. Однако длительное состояние неконтролируемого стресса может усугубить симптомы психических расстройств. Руководство может способствовать поиску нужного баланса, предоставляя сотрудникам доступ к программам, ресурсам и курсам по управлению стрессом. Проведенный нами опрос показал, что почти 70% сотрудников не видят действий руководства, направленных на профилактику и снижение уровня выгорания в компании. Руководству необходимо лучше информировать сотрудников о доступных им способах улучшения своего душевного здоровья, прежде чем уровень стресса выйдет из-под контроля.

Учите людей замечать тревожные сигналы и реагировать. В каждом офисе есть аптечка с наиболее распространенными средствами первой помощи. Своих сотрудников мы также учим оказывать первую психологическую помощь. Национальная программа Mental Health First Aid учит людей распознавать первые признаки проблем с душевным здоровьем и предоставлять поддержку. С помощью ролевых игр и других интерактивных элементов она помогает овладеть навыками непредвзятого слушателя, правильно оказывать помощь и оценивать риски суицида или самоповреждения. Разговоры о психическом здоровье могут быть очень непростыми, эмоциональными и неожиданными. К ним важно готовиться заранее.

Возможность спокойно обсуждать проблемы с душевным здоровьем — в интересах всех работников и руководства компании. Эти пять простых стратегий помогут создать внутри организации культуру, препятствующую стигматизации психических заболеваний.

Об авторах

Диана О’Брайен (Diana O’Brien) — директор по маркетингу компании Deloitte.

Джен Фишер (Jen Fisher) — управляющий директор Deloitte по вопросам благополучия сотрудников.