Как руководитель должен реагировать на неприятности | Большие Идеи

・ Психология
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Как руководитель должен реагировать
на неприятности

Почему негативные эмоции нужно не подавлять, а переоценивать

Авторы: Кристина Брэдли , Эмма Сеппала

Как руководитель должен реагировать на неприятности
Фото: EMMA INNOCENTI/GETTY IMAGES

читайте также

Основательница 23andMe Анна Войжитски: «Мы стремились сделать все правильно с самого начала»

Анна Войжитски

На работе важно чувствовать себя счастливым

Энни Макки

Как пробудить рвение к работе

Фредерик Герцберг

Чтобы вдохновлять людей, харизма не обязательна

Ник Тэслер

На работе мы испытываем различные эмоции (фрустрацию, злость, страх, волнение), и это нормально. От того, как хорошо справляются с этими чувствами лидеры, зависит, насколько созидательна или разрушительна рабочая атмосфера, насколько мотивированы или разочарованы сотрудники. Руководителям необходимо развивать в себе способность контролировать свои эмоции, однако, возможно, не совсем так, как вы это себе представляете.

Рассмотрим такой пример: футбольная команда в решающем матче уступает один мяч. В самом конце первого тайма после нарушения команда получает право пробить пенальти — замечательную возможность сравнять счет. Ведущий игрок команды готов ударить по мячу. Сначала удар кажется прекрасно выполненным, мяч устремляется в угол сетки, но внезапно отскакивает назад. Игрок хватается за голову и уходит с поля на перерыв.

Команда расстроена, тренер тоже. Его цель — помочь команде за время перерыва преодолеть эту неудачу, чтобы игроки вышли на поле в приподнятом настроении и мотивированные на победу. Должен ли он справиться со своим разочарованием, изобразить улыбку на лице и сделать вид, что ничего не произошло? Или ему стоит честно и полно выразить свои чувства? Какой вариант поможет ему добиться цели?

Как выясняется, ни тот, ни другой.

Лидеры, которые справляются с эмоциями, справляются и с делами

Исследования, посвященные эмоциям и контролю над ними, показывают, что способность руководителя к управлению своими чувствами определяет боевой дух и мотивацию команды. Марк Бракет, директор Йельского центра по исследованию эмоционального интеллекта (Yale Center for Emotional Intelligence) и автор книги Permission to Feel, объясняет, что среди множества граней эмоционального интеллекта регуляция эмоций может оказаться «самой важной».

От того, как лидер справляется с эмоциями, зависит, какими окажутся результаты для команды — позитивными или негативными. Согласно исследованию, люди склонны управлять своими эмоциями двумя разными способами: подавлением или переоценкой.

Подавление — самый распространенный способ: мы скрываем свои чувства и притворяемся, что все в порядке. Несмотря на свою популярность, эта стратегия ведет к целому спектру негативных последствий для личности: меньшему количеству близких отношений, большему количеству негативных эмоций, меньшей социальной поддержке, меньшей удовлетворенности жизнью, ухудшению памяти и повышенному кровяному давлению. Если тренер скроет свой гнев, это может привести к подобным последствиям для всех игроков. Даже если они не осознают скрываемую им злость, на психологическом уровне они регистрируют ее и ощущают как сигнал тревоги.

Учитывая отрицательные последствия подавления, можно показаться, что полное выражение эмоций — более эффективная стратегия. Тем не менее, и у нее есть свои разрушительные последствия. Если тренер выразит свое разочарование в этот критический момент, он может пошатнуть уверенность своих игроков. В итоге вместо мотивации и вдохновения он оставит своих игроков угнетенными и полными страха.

Переоценка, или пересмотр эмоциональной ситуации, может оказаться наиболее эффективной стратегией. К примеру, тренер может напомнить себе, что это еще не конец, а всего лишь одна игра в сезоне, и команде еще представится возможность для победы. Переоценка помогает успокоиться. Успокоившись, тренер может осознать, что его игроки уже испытывают разочарование, а вместо угнетения им необходима поддержка. Он может начать разговор с признания общего разочарования, а затем подчеркнуть, что итоговые результаты будут зависеть от того, как они все справятся с этим вызовом и смогут ли отыграться во втором тайме.

Такой подход гораздо лучше скажется и на тренере, и на его команде.

Недавно мы провели подробное исследование с участием 15 университетских тренеров и их спортсменов. Тренеры, придерживающиеся стратегии переоценки, испытывали менее негативные эмоции, чем те, кто стремился подавлять их. Кроме того, переоценивающие эмоции тренеры создавали более положительную атмосферу в команде, выстраивали доверительные отношения, легко общались и мотивировали.

Результаты исследования лидеров подтверждают наши находки, показывая, что регуляция эмоций является ключевой компетенцией не только спортивных тренеров, но и в целом успешных руководителей. Это связано с тем, что одна из отличительных особенностей сильного лидера — способность одновременно управлять и влиять на эмоциональное состояние своих коллег. Лидеры должны уметь вдохновлять и вселять уверенность в сотрудников, чтобы они не теряли мотивацию и справлялись с трудностями.

Чтобы справляться с этой непростой задачей, необходимо уметь эффективно управлять собственными чувствами.

Возможные преимущества стратегии переоценки демонстрируют и исследования взаимодействий между лидером и его последователями. В одном из исследований говорится о том, что лидеры, предпочитающие стратегию переоценки стратегии подавления при сообщении плохих новостей, лучше справлялись с реакцией злости у своих сотрудников. Те же, кто работал под руководством лидеров, предпочитающих стратегию подавления, выражали больше злости и негативных эмоций в отношении своих лидеров.

Тренируйте «мышцу переоценки»

В критической ситуации может быть сложно применить стратегию переоценки. Однако есть научно обоснованная быстрая техника, которая способна помочь: попробуйте воспринять проблему как вызов, а не как угрозу. Существует множество свидетельств того, что подход к проблеме как к вызову помогает людям сконцентрироваться на задаче и подумать о последующих шагах. Необходимость справиться с вызовом вселяет уверенность перед лицом опасности.

И наоборот, восприятие проблемы как угрозы связывается со снижением эффективности и мотивации и с повышением уровня стресса.

Когда вы находитесь в состоянии стресса, лучший способ сохранить спокойствие и оценить ситуацию — глубокое дыхание, объясняет Джоанн Берлин, руководитель TLEX Institute. По его мнению, обучая менеджеров высшего звена самоуправлению с помощью таких простых приемов, как дыхательные практики, вы ведете к успеху стоящие за ними команды. Исследование показывает, что дыхание действительно помогает быстро успокоиться. Вдох повышает сердечный ритм и кровяное давление, а выдох — снижает. Это простое упражнение можно выполнять даже во время деловых встреч или собраний — нужно лишь вдохнуть на счет «раз» и выдохнуть на два счета. Если у вас есть время, вы можете попробовать эту дыхательную практику, которая также поможет быстро прийти в себя.

Итак, как же подготовиться к критическим ситуациям, в которых максимально важно обрести самоконтроль? Практикуйтесь в свободное время, когда ставки не так высоки. Делайте это ежедневно, и вы сможете подготовиться к внезапным неприятностям.

Об авторах

Эмма Сеппала (Emma Seppälä) — кандидат наук, автор книги «The Happiness Track», сооснователь Йельского проекта по исследованию эмоционального интеллекта, руководитель программы женского лидерства в Йельской школе управления, научный руководитель Стэнфордского центра по исследованию эмпатии, альтруизма и образования.

Кристина Брэдли (Christina Bradley) — аспирант Йельского центра по исследованию эмоционального интеллекта, руководитель научно-исследовательской деятельности в фонде Contentment Foundation.