Пример для подражания | Harvard Business Review Russia
Психология

Пример для подражания

Елена Евграфова
Пример для подражания

не так давно я побывала в прекрасном словенском городке Блед на конференции, организованной местной бизнес-школой. Декан этого учебного заведения — энергичная и заряжающая энергией Даница Пург собрала ученых и бизнесменов из Западной, Центральной и Восточной Европы, чтобы поговорить на тему самоидентификации европейских лидеров. Как ни хороши американские модели, они не универсальны. А залог успеха лидера в том, чтобы понять, принять самого себя и найти свою уникальную лидерскую канву, тему в жизни и бизнесе. Мне понравилась фраза одного из выступавших профессоров: в основе лидерства лежит страсть. Но страсти нельзя научить, она может возникнуть и развиться, только если человек поймет, чего он, именно он хочет от жизни, зачем пришел в этот мир, на что готов тратить силы и время. Самоидентификация — это во многом менталитет. Поэтому в заданном контексте очень важен ответ на вопрос: кого страна считает своими героями? На конференции российского представителя спросили, может ли олигарх М. служить той самой ролевой моделью (читай: примером для подражания) российского бизнес-сообщества. Наш соотечественник от ответа ушел, и дискуссия не состоялась. А жаль, потому что вопрос важный. Скажем так: определяющий коллективное бессознательное. От того, кто пользуется наибольшим влиянием и какие образцы для подражания выбирает общество, зависит многое, например темпы развития страны и благосостояние ее жителей.

Если в героях ходят те, кто воспользовался ситуацией, завладел миллиардными активами и теперь думает только о том, как сохранить богатство, превратить в наличные и вывести из страны — это один сценарий развития. Если страна пестует тех, кто построил бизнес с нуля, развивает его, вкладывает деньги в экономику страны, — это другой, гораздо более оптимистичный сюжет. Таким образом, вопрос происхождения капитала становится ключевым при выборе ролевых моделей, ответ на него помогает понять систему

советуем прочитать

ценностей героев. Психолог Марина Мелия в своем эссе (рубрика «Мнение») делит всех российских бизнесменов на пользователей и творцов по аналогии с классификацией Эриха Фромма, который считал определяющим для судьбы человека ответ на вопрос «Быть или иметь?».

К сожалению, сейчас в России время пользователей, они задают правила игры, поэтому так непросто приходится творцам — они успешны вопреки, а не благодаря системе. Пока центр тяжести не сместится в их сторону, вряд ли стоит ожидать улучшений в экономике и жизни страны.

В Бледе к разговору о ролевых моделях мы вернулись во время ужина в узком кругу, который профессор Пург организовала во второй день конференции. Джонатан Гослинг, профессор и директор центра исследований лидерства университета Эксетера (Великобритания), соавтор Генри Минцберга в статье «Менеджер о пяти головах», опубликованной в нашем журнале в октябре 2004-го, рассказал мне о своей книге об адмирале Нельсоне (Nelson's Way. Leadership lessons from the great commander), и спросил о наших героях, о том, кого я ставлю в пример сыну? Тогда я поняла, что у меня нет ответа на этот вопрос. Я не могу выбрать из российского прошлого никого, кто восхищал бы меня без всяких «но» или «если», сегодняшние «герои» тоже не вызывают большого уважения.

А кого считают примером для подражания читатели HBR? Я предлагаю вам оставить свое мнение на нашем сайте. Если дискуссия получится, я буду рада включиться в нее и назвать имена российских бизнесменов, которые восхищают меня.

советуем прочитать
Пропагандисты против теории заговора
Евгения Чернозатонская