Размер подписи имеет значение | Harvard Business Review Russia
Психология

Размер подписи имеет значение

Сейберт Ник
Размер подписи имеет значение

Утверждение: Дела компании, у руководителя которой размашистая подпись (что говорит о склонности к самолюбованию), идут хуже, чем дела фирм, во главе которых стоят люди с убористой подписью.

Исследование: Чтобы установить, как склонность руководителя к нарциссизму (проявляющемуся, в частности, в авторитаризме и гипертрофированном чувстве собственной значимости) влияет на работу организации, Ник Сейберт с коллегами изучили 605 подписей, которые генеральные директора примерно 400 компаний из списка S&P 500 оставляли на ежегодных отчетах в течение последних десяти лет. Исследователи заметили, что организации, которыми руководят люди с крупной подписью, явно грешат перерасходом бюджетных средств, показывают более низкую рентабельность активов и, как ни парадоксально, платят более высокие зарплаты первым лицам, чем другие, сопоставимые с ними компании.

Вопрос: Можно ли по простому росчерку пера судить о работе руководителя?

Профессор Сейберт, защищайте свою идею!

Сейберт: Безусловно, нельзя утверж­дать, что любой человек с размашистой подписью страдает нарциссизмом и потому не может быть хорошим руководителем. Однако исследование, которое мы провели вместе с Шоном Вангом из Университета Северной Каролины и моим коллегой Чарльзом Хэмом из Мэрилендского университета, все же показывает: если под годовым отчетом красуется крупная подпись первого лица, то компания, как правило, тратит на исследования и разработки, на средства производства и на поглощения больше, чем другие организации в том же секторе. При этом в следующие 3—6 лет она показывает более низкую динамику и объемы продаж. (Размер подписи мы определяли по площади прямоугольника, в который ее можно вписать, с корректировкой на длину имени владельца.) Недавно мы также установили связь между подписью руководителя и количеством патентов у компании: чем крупнее подпись, тем меньше патентов. Понятно, что это свидетельствует об отсутствии инноваций. Наши выводы объяснимы: размашистая подпись говорит о склонности к самолюбованию, которая проявляется, в частности, в том, что начальник навязывает всем свое мнение, игнорирует критику или принижает заслуги коллег, — а это не идет на пользу дела. Мы также обнаружили, что чем крупнее подпись, тем больше зарабатывает ее владелец в сравнении с теми, кто занимает аналогичную должность в других компаниях. Возможно, причина в том, что начальники- нарциссы умеют ловко скрывать свои ошибки или сваливать вину на других.

HBR: Вы с уверенностью говорите о связи между размером подписи и склонностью к нарциссизму. Это достоверный показатель?

Самый точный индикатор в данном случае — психологические тесты, но далеко не каждый руководитель согласится пройти подобное тестирование. Можно также понаблюдать за поведением директоров, однако для масштабного исследования этот метод не годится: разве проследишь за сотнями людей?! И, конечно, не стоит забывать, что нарциссы — мастера маскировки. В общем, нам пришлось искать другой — доступный и при этом надежный — индикатор. Мы обратились к работам Ричарда Цвейгенхафта из Гилфордского колледжа, в которых он доказывает, что у людей с высокой самооценкой и стремлением доминировать крупная подпись. Поскольку обе черты считаются проявлением нарциссизма, мы решили, что уместно продолжить эту логическую цепочку. Надо сказать, что, когда Цвейгенхафт увидел результаты исследования, он провел серию экспериментов на небольшой выборке, чтобы проверить, действительно ли данная закономерность существует. И все подтвердилось. Другие ученые, пытавшиеся найти зависимость между склонностью первого лица к нарциссизму и результатами работы компании, выбирали в качестве критериев размер оклада директора или величину его фотографии в годовом отчете. Однако в отличие от подписи (которую человек ставит не задумываясь), подобные факторы не всегда зависят от самого руководителя.

Разве при печати подпись на отчете нельзя увеличить или уменьшить, как любую картинку?

Мы интересовались этим вопросом и узнали, что обычно руководитель ставит подпись на планшете, после чего она в цифровом виде переносится на любой корпоративный документ. Большинство компаний утверждает, что такая подпись почти не отличается по размеру от оригинальной и не меняется год от года. Определяя размер подписи, мы также учитывали количество включенных в нее элементов имени. Мы смотрели, пишет ли руководитель свое полное имя или уменьшительное, включает ли в подпись отчество или инициалы. Человек по имени Уильям Кристофер Ллойд Гундерсон-младший получал у нас 0 баллов за подпись «Билл», 1 — за «Билл Гундерсон», 3 — за «Уильям К. Гундерсон» и 5 — за полный вариант имени и фамилии. Как правило, чем больше элементов было в подписи, тем хуже работала компания.

советуем прочитать
Войдите на сайт, чтобы читать полную версию статьи
советуем прочитать
Как ссориться с пользой для дела
Елена Евграфова,  Марина Мелия