Рецепты для бизнес-лидеров | Harvard Business Review Russia
Психология

Рецепты для бизнес-лидеров

Групман Джером
Рецепты для бизнес-лидеров

Врачи, как и руководители компаний, ошибаются. Некоторые ошибки объясняются неправильными действиями. Джоан Смит по оплошности переливают пол-литра крови, предназначенной для Джейн Смит, и у Джоан наступает гемолитический шок. Молодой врач, запутавшись в цифрах, назначает неверную дозу химиотерапии, и женщина с раком груди умирает от интоксикации. Нейрохирург оперирует здоровую часть мозга, потому что на рентгеновском снимке случайно написали «правое», а не «левое полушарие». Об ошибках такого рода трубит пресса, они влекут за собой судебные тяжбы, приводят в ужас пациентов и их родственников. Не обошли этот вопрос вниманием и в научном мире: в 1999 году Институт медицины США опубликовал вызвавшую широкую дискуссию статью «Человеку свойственно ошибаться». Руководители медучреждений учли рекомендации Института медицины и обратились к опыту других отраслей, в том числе ядерной энергетики и гражданской авиации, где риск ошибиться очень велик. Все, кто недавно проходил медицинское обследование или лечение, только выиграли от дополнительных проверок и перепроверок, которые уже вошли в норму. Чтобы пациент получил правильное лечение, медики, подобно летчикам, четко следуют инструкциям.

Однако ошибки, связанные с неверными действиями, довольно редки. Чаще всего ошибки возникают из-за неправильных решений. В 15—20% случаев пациентам ставят неверный диагноз. Оказывается, что у мужчины средних лет, которого лечили от желудочного расстройства, на самом деле инфаркт; хронические головные боли у ребенка вызваны не «напряженной обстановкой в семье», а опухолью мозга; память у бабушки ухудшилась не из-за болезни Альцгеймера, а из-за дефицита витамина B12. В такого рода диагностических промахах «виноват» ход мысли врача, а вовсе не технический сбой. В 2007 году в медицинских кругах развернулись дебаты о том, как предотвратить ошибочные заключения. На этот раз примеры из делового мира помочь уже не могли. А вот руководителям компаний, напротив, стоило бы взять на вооружение стратегии медиков.

Полная версия статьи доступна подписчикам
Вы уже подписаны?
Тогда авторизуйтесь
советуем прочитать