Лидерство / Психология

Как обманывают честные люди

Как обманывают честные люди

16 декабря 2009|Ариели Дэн

Существует две теории обмана. Одна состоит в том, что люди по сути своей нечестны и готовы смошенничать при первой же возможности. Допустим, человек проходит мимо бензозаправки и размышляет: сколько наличности в кассе, кто может помешать краже и какое наказание ему грозит в случае ареста (и даже сколько ему скостят за примерное поведение). Просчитав, стоит ли игра свеч, потенциальный вор решает, грабить заправку или нет. Вторая теория утверждает: по своей природе люди честны. Они не ищут возможности смошенничать, но сами обстоятельства их искушают. Одни «одалживают» ручку во время встречи, другие подливают себе дополнительную порцию содовой из автомата, третьи завышают цену телевизора в заявлении о страховом случае, четвертые относят на служебные расходы обед в ресторане с тетей Навой (ведь она действительно спрашивала, как у меня дела на работе).

Насколько распространена такая форма лжи и что лежит в ее основе? В серии научных экспериментов в Гарвардской школе бизнеса, Массачусетском технологическом институте, Принстонском и Йельском университетах, а также в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе мы с коллегами подвергли искушению несколько тысяч «честных» людей. Участникам платили около 50 центов за правильный ответ на каждую из 20 несложных математических задач — на все им было дано пять минут. В контрольной группе работы проверили: оказалось, что в среднем участники правильно решали по четыре задачи. В экспериментальных группах бланки с ответами уничтожили не глядя, и респонденты знали, что мы никак не проверим, правильно ли они выполнили задания. Значит, они могли соврать и получить больше денег, чем заслужили. Если верить их утверждениям, в среднем они справлялись с шестью задачами — это на две задачи больше, чем в контрольной группе. То есть, когда появилась возможность, большинство завысили результат на 50%.

Но если посмотреть на это соотношение по-другому, они соврали только насчет двух из 16 нерешенных задач — то есть приписали себе лишние 12,5%. Результаты оказались еще занятнее, когда мы попытались выяснить, какие обстоятельства влияют на размеры мошенничества. Прежде всего оказалось, на них никак не отражается риск быть пойманным. Например, мы сделали так, чтобы вычислить жуликов было принципиально невозможно — никто не мог знать, сколько денег получил каждый из участников. Средняя степень нечестности при этом не изменилась. Зато мы обнаружили, что, если напомнить людям о нормах морали (процитировав десять заповедей или попросив подписать кодекс чести), обман сводится к нулю. И наконец (и это вызывает больше всего беспокойства), мы выяснили: если оплату производить покерными фишками, которые можно обменять на наличные спустя несколько секунд, средняя степень обмана увеличивается более чем в два раза.

Эти результаты говорят о нескольких интересных особенностях человеческой природы. Во-первых, большинство из нас, столкнувшись с соблазном, готово немного солгать, невзирая на риски. Во-вторых, даже если нас точно не поймают, мы не начинаем врать напропалую — совесть удерживает нас от слишком крупного мошенничества. В-третьих, у нас есть поразительная способность находить оправдания своим нечестным поступкам, особенно когда они не связаны напрямую с наличными. Если в качестве вознаграждения выступают не деньги, склонность к обману резко усиливается. Отсюда распространенность преступлений, гораздо более серьезных, чем воровство ручек: выдача опционов, датированных задним числом, фальсификация финансовых отчетов и коррупционные сделки.

https://hbr-russia.ru/liderstvo/psikhologiya/a9353

2009-12-16T03:00:00.000+03:00

Fri, 20 Apr 2018 10:28:32 GMT

Как обманывают честные люди

Лидерство / Психология

https://cdn.hbr-russia.ru/image/2018/2s/yhz9v/original-18pl.jpg

Harvard Business Review – РоссияHarvard Business Review – Россия



Harvard Business Review – РоссияHarvard Business Review – Россия