Вы грубите, потому что ваш босс делает то же самое | Большие Идеи

・ Психология
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Вы грубите, потому что ваш босс делает то
же самое

Что заставляет сотрудников компаний быть грубыми?

Авторы: Кристин Пирсон , Кристин Порат

читайте также

Как Amazon автоматизировала процессы и нашла сотрудникам работу получше

Алекс Кантровиц

Не требуйте отдать мяч вам

Эриксон Тамара

Активистское безумие

Роджер Мартин

Интернет делает нас умнее?

Фишер Мэтью

Что заставляет сотрудников компаний быть грубыми?

Более 60% людей оправдывают свое плохое поведение большой загруженностью на работе. Они говорят, что у них просто нет времени на расшаркивания. Психические перегрузки и стресс существенно снижают нашу способность быть внимательными к чему-либо - даже к тем, с кем мы работаем.

Как написал один читатель в ответ на нашу публикацию: «В компании ... было так много людей, которые грубо вели себя друг с другом вовсе не из-за  врожденного отсутствия вежливости, но вследствие стресса на работе и жесткой корпоративной культуры. ... Людям просто некуда было выпустить свой пар».

Но стресс не единственная причина невежливого поведения на работе. В недавней статье HBR мы представили результаты исследования, которые показывают, что примерно четверть сотрудников грубит, потому что подобным поведением отличаются их руководители. Некоторые отмечали, что руководители используют грубость как способ дистанцироваться - способ показать, кто в доме хозяин, поставить себя выше остальных. Другие же  сообщали, что менеджеры поощряют жесткое поведение.

Например, нам писали:

«Уважение к другим является частью нашей культуры, [но] топ-менеджеры компании сказали мне, что я должен стать м***ком, чтобы продвинуться по карьерной лестнице. Они даже попросили меня повторить, как я это понял.

Мой менеджер посоветовал, чтобы я ... постарался сделать некомфортной жизнь людей вокруг меня».

Двадцать процентов опрошенных сообщили, что их руководителей и компании в целом не волнует, как люди относятся друг к другу. Подобные жалобы всерьез не воспринимаются, и часто бывает так, что те, кто решается выступить против, потом расплачивается за это. Один автор письма рассказал о руководителе, который  считал обращение к HR-у по поводу издевательств «глупым». Другой написал о коллеге, придерживающейся философии  «будь по моему или никак»:

«Она плохо отзывается обо мне в разговорах с коллегами.... Если я не поддерживаю все без исключения ее идеи, она всегда воспринимает это как личное оскорбление... Да, я обращался к начальству за помощью. За все эти годы, каждый из моих руководителей говорил мне, чтобы я просто  продолжал делать свое дело. Она неприкосновенна. Совместная наша работа не может быть эффективной и отвечать целям нашей компании. Единственный выход, который у меня есть - оставить компанию, но я не готов пока это сделать».

Что могут компании противопоставить такому поведению? Приведем четыре варианта действий: два для организаций и два для сотрудника.

Организации могут  сделать следующее:

• Поставьте вежливость среди приоритетов и обрисуйте принципы поведения. Да, все мы заняты, но много ли времени надо, чтобы улыбнуться, сказать "привет" или воздержаться от колкости? В нашей статье о вежливости, мы описываем политику в Ochsner Health System, крупной организации здравоохранения в Луизиане. Правило «10/5» гласит, что если вы находитесь на расстоянии до 10 футов (3 метров – прим. пер.) от кого-либо, то следует установить зрительный контакт. Если в пределах пяти (1,5 метра) - поприветствовать. Компания уже отметила большую удовлетворенность пациентов и увеличение числа рекомендаций от пациентов.

• Обеспечить соответствующее обучение. Это  может помочь. Один человек, откликнувшийся на нашу запись,  рассказал о менеджере, который был настолько конфликтным, что за десять лет ни один из его секретарей не проработал с ним больше шести месяцев. В конце концов HR сказал ему, что если он потеряет еще одного секретаря, ему грозит увольнение. Менеджер прошел определенную подготовку, которая помогла ему выработать более приемлемый стиль поведения, и стал "лучшим боссом ".

Сами по себе сотрудники могут:

• Отойти в сторону. В идеале, сведения о случаях грубого поведения должны быть доведены до руководства, чтобы оно приняло меры. Но из наших исследований и от читателей мы знаем, что это, строго говоря, не всегда реалистично. В таких случаях лучше всего ответить взвешенно. Один менеджер рассказал, что, когда его руководитель впадает в неистовство, он просто говорит, что готов обсуждать этот вопрос, но только в спокойном цивилизованном порядке. А затем вешает трубку. Другой советует людям "внутренне отпустить ситуацию... оскорблениями бросается маленький человек, и только великий человек  может уйти с достоинством". Отложите разговор до тех пор, пока уважительный тон будет восстановлен. Часто это единственное решение.

• Вынести урок из ситуации. Когда кто-то грубит вам, то есть соблазн ответить тем же манером или выместить гнев на ком-то другом. Но можно посмотреть на это как на возможность обучения. Одна молодая сотрудница написала нам, что как-то более опытный сотрудник прервал ее во время конференцсвязи. А после на ее замечание заявил: «Мы не ровня». Когда она набралась больше опыта, то призналась: «Я надеюсь, что никогда не заставлю другого человека чувствовать неравенство со мной». Другой автор письма признал, что был груб с коллегами, но обнаружил, что «послевкусие всегда бывает горьким .... Грубость делает больно обеим сторонам».

Спасибо, что написали нам. Из ваших писем видно, что хамство по-прежнему процветает. Теперь мы хотели бы знать: Есть ли у компании стратегия борьбы с невежливостью? А у вас самих?