Результаты или команда? | Большие Идеи

・ Психология
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Результаты
или команда?

Социальные навыки — мощный катализатор. Лидер, обладающий ими, сумеет гораздо эффективнее распорядиться профессиональным потенциалом своей команды.

Автор: Мэттью Либерман

Результаты или команда?

читайте также

Производим впечатление на скептиков

Стивен Мартин

Как ответственному бизнесу использовать искусственный интеллект

Стивен Сэнфорд

Как интровертам выстроить персональный бренд

Дори Кларк

Одной лояльностью сыт не будешь, или Как увеличить свою долю кошелька

Буи Александр,  Кейнингем Тимоти,  Куил Брюс,  Эксой Лерзан

Много чернил пролито в спорах о том, какие качества требуются настоящему лидеру. Я как человек науки предпочитаю анализировать факты. В 2009 году Джеймс Зенгер опубликовал интереснейшие данные опроса 60 000 человек, на основании которого можно судить, как те или иные черты руководителя в определенном сочетании создают у подчиненных своеобразное впечатление о начальнике — «великий» он босс или вовсе нет. Среди этих качеств и характеристик Зенгер выделил сосредоточенность на результате и социальные навыки. Сосредоточенность на результате требует высокой способности к анализу и мощной мотивации для продвижения к цели и решения проблем. Но среди руководителей, полностью сосредоточенных на результате, лишь 14% оценивается подчиненными как «великий лидер». К социальным навыкам относятся коммуникация и эмпатия. Среди хорошо владеющих социальными навыками оказалась еще меньшая доля «великих» — всего 12%.

А вот когда управленец силен в обеих сферах — и в нацеленности на результат, и общении — вероятность, что он окажется «великим», взлетает до 72%.

Социальные навыки — мощный катализатор. Лидер, обладающий ими, сумеет гораздо эффективнее распорядиться профессиональным потенциалом своей команды. Он сообразит, кого с кем соединять в мини-группы для наилучшего решения конкретных проблем. Ведь зачастую трудности с выполнением задачи на самом деле представляют собой те же личные нестыковки, только в другом обличии. Один из членов неудачно составленной пары считает, что другой его не ценит, или же что на него взвалили всю работу, а напарник прохлаждается. В результате такого конфликта оба члена пары перестают стараться и вполне посильная задача превращается в неразрешимую проблему. Лидер с высокоразвитыми социальными навыками заранее диагностирует и исцелит эти вполне заурядные недуги.

Много ли руководителей получают высокую оценку по обоим параметрам — и за результативность, и за социальные навыки? Если именно такая комбинация обеспечивает эффективность руководства, компаниям давно бы следовало это понять и назначать на ключевые должности самых подходящих на то людей. Почему же этого не происходит? Дэвид Рокк, директор Neuroleadership Institute и Management Research Group недавно вместе с группой коллег занялся поисками ответа. Они попросили тысячи участников оценить сосредоточенность своего начальника на цели (аналог понятия «нацеленность на результат»), а также оценить его социальные навыки и сопоставили высокие баллы по обоим «предметам». Вывод ошеломляет: высокую оценку одновременно по результативности и по умению строить отношения с людьми получило менее 1% руководителей.

Отчего же? В книге «Social: Why our brains are wired to connect» я показал, что человеческому разуму трудно совмещать решение аналитических задач с теми, которые требуют навыков общения. И хотя с виду эти две задачи не диаметрально противоположны, эволюция снабдила наш мозг разными системами для разных видов мышления. В лобной доле наружные, ближайшие к черепу участки отвечают за аналитическое мышление, и их работа непосредственно отражается в IQ. Напротив, за общение отвечают участки в центре мозга, там, где сходятся два полушария. Эти участки помогают нам проникнуть в мысли, чувства и цели другого человека, судя по его действиям, словам и общему контексту.

Но вот так странно устроен мозг: эти две системы связаны друг с другом, словно качели — бесчисленные исследования подтверждают, что чем активнее ведет себя одна система, тем пассивнее становится другая. Исключения из общего правила случаются, но в целом, доверившись одному виду мышления, человек с трудом работает в другом модусе. Можно утверждать, что в бизнесе аналитическое мышление всегда первенствовало, а проблемы общения, которые весьма существенно сказываются на продуктивности и конечном результате, оставались без внимания. Более того, профессиональные, технические знания обеспечивают сотруднику наилучший шанс сделать карьеру. Иными словами, повышают людей, которые из-за недостатка социальных навыков не сумеют выжать максимум из своей команды и не обеспечат подчиненным ту подготовку, которая способствовала бы раскрытию их потенциала.

Что тут можно исправить? Во-первых, надо бы большее значение придавать социальным навыкам при отборе и рекомендации сотрудников. Во-вторых, нужно укрепить организационную культуру, в которой вознаграждались бы обе стороны этого «маятника». В тандеме мы все равно едва ли сумеем ими воспользоваться, но само осознание, что существует и другой подход к решению задач и повышению продуктивности, побудит руководителей к соблюдению баланса.

И, наконец, можно заняться укреплением социальных навыков и мышления. Социальные психологи еще только занялись вопросом о пользе такого рода тренингов. Но есть уже одна замечательная находка, открывающая перед нами заманчивые перспективы превратить обучение социальным навыкам в сплошное удовольствие: оказывается, чтение художественной литературы укрепляет (по крайней мере, временно) эти мышцы мозга. Поэтому: прочитаете «Над пропастью во ржи» или последний роман Джона Гришема — и вперед, к высоким заработкам.

Читайте по теме: