Кто научит нас лидерству? | Большие Идеи

・ Психология
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Кто научит
нас лидерству?

Первое предвзятое мнение: лидер — это человек на руководящей должности.

Автор: Джанпьеро Петрильери

Кто научит нас лидерству?

читайте также

Предпринимательство как болезнь

Джеффри Стибел

На каких рынках Apple сможет совершить новый прорыв

Скотт Энтони

Как избежать усталости от совместной работы

Ник Тэслер

Что нужно знать о рейтингах устойчивого развития

Джон Мэндик,  Сильда Уолл Спитцер

Рука Мела взметнулась вверх внезапно и резко — прямо-таки гром с ясного неба. Я еще толком не объяснил параметры курса по лидерству, который намеревался читать в ближайшие недели.

— Профессор, у меня вопрос! — И я предоставил ему слово. — Почему вы решили, что можете научить нас лидерству?

Я огляделся по сторонам. Полная аудитория сбитых с толку менеджеров молча таращилась на меня. Первые пять минут первого занятия — а мои студенты успели усомниться в лидерстве. В моем лидерстве.

Мел пробил мои данные по интернету и выяснил, что я десять лет учился на врача, стал психиатром, а потом примерно столько же времени преподавал в бизнес-школах. Я проводил исследования лидерства, преподавал, занимался коучингом с тысячами студентов программ MBA и топ-менеджеров, консультировал, вел программы развития лидерства для крупных компаний — все это Мел разглядел под микроскопом поисковой машины Google и пришел к выводу, который и бросил мне в лицо: я всего лишь теоретик.

Хотя я работал и с частными, и с государственными компаниями, сам я не создал свой бизнес, не владел им и не руководил. Мои акции не взлетали в цене, мой продукт не выходил на рынок, не случалось, чтобы под моим руководством (благодаря или вопреки ему) сокращали штат сотрудников. То есть в глазах Мела у меня не было оснований претендовать на роль наставника в таком тонком деле, как лидерство.

Мел — персонаж вымышленный. Ни один студент еще не задавал мне этот вопрос так откровенно, так прямо и так быстро. Но под конец курса многие признавались в подобных сомнениях: мое образование, моя квалификация, те навыки и достижения, которыми я горжусь, для Мела и ему подобных, кто спешит добраться до вершин корпоративной иерархии, скорее — грехи, и мне следовало бы их как-то искупить.

Читайте материал по теме: Сила неопытных лидеров

Менеджеры ищут курсы, которые превратили бы их в лидеров, но вопрос Мела, порой невысказанный, висит в аудиториях многих бизнес-школ и в конференц-залах. Некоторые преподаватели заранее отвечают на него, сообщая о своем профессиональном опыте или же словно невзначай упоминая имена знакомых гендиректоров. Другие же сразу говорят, что «научить лидерству» не входит в их учебные задачи: они предоставят студентам возможность научиться этому самим. А многие утешаются мыслью, что вопрос так и не будет задан вслух, и обходят его на цыпочках, по поговорке «не примечая слона».

И это печально. Ведь это отнюдь немаловажный вопрос: «Кто может научить или поможет нам научиться лидерству?». Его нужно решать в первую очередь, чтобы рассеять два предвзятых суждения и выявить фундаментальную истину, на которой основан процесс обучения.

Первое предвзятое мнение: лидер — это человек на руководящей должности. Ошибочность такого отождествления становится ясной, как только представишь себе всех управленцев, с кем доводилось иметь дело. Разве все они были лидерами? Разве каждый из них мог чем-то научить и у них с охотой учились? Скорее всего, одни были в таком смысле лидерами, а другие вовсе нет.

Читайте материал по теме: 8 ошибок, лишающих нас уверенности в себе

Второе предвзятое мнение: лидерство передается в виде советов или примеров от тех, кто уже имеет опыт лидерства, тем, кто пока его не имеет. Разумеется, брать пример с ролевой модели всегда полезно. Однако на одном только подражании лидер не вырастает, и одних теорий, как бы они ни были полезны, тут недостаточно.

Мы учимся быть лидерами на собственном опыте — руководя и следуя за лидером. Даже если официально вы лидером еще не были, вам, несомненно, доводилось брать на себя такие обязанности и на работе, и в других жизненных ситуациях. Наверное, вы, как большинство известных мне менеджеров, как раз чаще выступаете в роли лидера, чем в роли ученика. Работа давит, все происходит очень быстро, времени и места на то, чтобы разобраться с уроками, получаемыми в жизни, почти не остается. Вот где могут пригодиться курсы лидерства — они помогут вам вникнуть в собственную историю, проанализировать свои привычки и приемы как бы со стороны, при участии других людей, которые, возможно, имеют иной опыт и не вполне разделяют ваш подход. Это расширяет возможности обучения — и в итоге повышается качество лидерства.

В недавнем исследовании мы вместе с Дженнифер Петриглиери и Джеком Вудом выяснили, что совместная работа с профессионалами, которые придерживаются разных взглядов и систем ценностей, помогает руководителям присмотреться к своему опыту и извлечь из него уроки, выстроить личные основы, необходимые для умного, эффективного и ответственного лидерства. Поэтому квалификация и практический опыт преподавателя и коуча не так важны, как их умение помогать ученикам вникать в собственный опыт.

Читайте материал по теме: Настоящий лидер признает свои ошибки

Вы пришли на курсы лидерства: помогут ли вам занятия, учителя, сокурсники присмотреться к прошлому и нынешнему опыту, извлечь из него существенные уроки? Готовы ли они серьезно отнестись к вашему опыту, но, если нужно, поспорить с вашими выводами? Принудят ли вас присмотреться к тому, что вы принимаете как должное или упускаете из виду? Бросят ли вам вызов, чтобы вы сформулировали, дополнили, а то и пересмотрели свои представления о себе, лидерстве и устройстве мира? А вы сами готовы открыться и принять участие в этой работе? Вот те вопросы, которые нужно задать себе, прежде чем обратиться к кому-то с просьбой помочь вам стать лучшим лидером.

С такой точки зрения вопрос Мела касается не столько знакомства преподавателя с практикой бизнеса — это вопрос доверия. Попав в новую для себя среду, столкнувшись со сложными, подчас пугающими проблемами, когда нам приходится пересмотреть весь свой жизненный опыт — конечно, мы критически присматриваемся к человеку, который стоит перед аудиторией и хотим знать, можно ли ему верить. Умеет ли он слушать, готов ли понять и учесть нашу точку зрения. И беспокойство тем сильнее, чем менее знаком вам этот человек — поскольку я не принадлежу к миру бизнеса, мне приходится доказывать моим студентам, что я уважаю их мнение, понимаю их тревоги, и верю, что сумею помочь в достижении целей.

Читайте материал по теме: Папа Франциск о пятнадцати главных недугах современного лидерства

Так и должно быть. И я согласен, что такие вопросы нужны, высказанные и невысказанные — хотя они нелегки, но это часть моей работы. Тем более что люди задают их из справедливого сомнения, а не с чувством презрения или превосходства: недоверие сочетается с любопытством, а не с заведомым отказом. Вообще-то лидеры частенько сталкиваются и со скептиками, и с циниками, так что сегодня под микроскопом рассматривают меня, а завтра — непременно вас.

Завтра вы, полный надежд и наилучших намерений, войдете в аудиторию, и то имя, которое еще вчера собравшиеся в ней люди проверяли по интернету, обретет лицо. Вам нужно будет заслужить доверие большой группы людей, многие из которых не имеют с вами ничего общего. И кто-то открыто или намеком задаст вопрос: с чего вы взяли, что можете быть лидером? Не сердитесь — вы сами на это подписались. И сейчас важно не чем вы занимались в прошлом, а как вы поступите сейчас. Тут-то вам, возможно, и пригодится курс лидерства, где уважали честное сомнение и не уклонялись от вопроса о доверии. Тот курс, на котором в самом деле можно было обучиться лидерству.

Читайте по теме: