В защиту харизмы | Большие Идеи

・ Психология
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

В
защиту харизмы

Людям важно понимать, кто их ведет и куда.

Автор: Джилл Коркиндейл

В защиту харизмы

читайте также

По карману ли вашим клиентам мобильная реклама?

Джеймс Гросс,  Крис Болман

Без чего не сможет обойтись настоящий лидер

Дэниел Гоулман

Насаждаем ценности. Насильно!

Владимир Рувинский

Как стороннему человеку выжить в семейном бизнесе

Роб Лашенауэр

Когда я проходила обучение как коуч руководителей, мой наставник позволил мне пару раз побывать на его занятиях. Однажды он признался мне, что его более всего огорчает упорная сосредоточенность клиентов на одном вопросе: как стать харизматичным лидером.

Тогда я приняла эти слова за шутку, но вскоре убедилась, что так оно и есть, особенно если клиенты старше 40 лет. А ведь харизма — штука весьма непростая, и я не могу достать ее по первой просьбе, словно кролика из шляпы.

Мало кто в мире бизнеса обладает той харизмой, которую описывал знаменитый немецкий социолог Макс Вебер, то есть «определенным качеством личности, которое выделяет его среди обычных людей, словно он обладает сверхъестественными, сверхчеловеческими или по крайней мере исключительными качествами или возможностями».

Когда я задаю клиентам вопрос, как они понимают харизму, они приводят в пример харизматического (то есть успешного) лидера в своей компании и перечисляют его свойства — личное обаяние, умение быть на виду, уверенность в себе. И сами же они готовы признать, что все это вместе еще не составляет харизму. Тут действует что-то другое, некое неуловимое качество, которое и придает человеку неотразимую, магнетическую привлекательность.

С этого момента начинается собственно работа коуча. Когда клиент осознает, что самый лучший коуч не может наделить его качествами из списка желаний (и волшебной палочки под рукой тоже нет), мы можем приступить к откровенному разговору о сильных и слабых сторонах этого человека, о возможностях развития и — да, о его ограничениях. Настоящая свобода приходит тогда, когда человек задумывается, а нужна ли ему вообще эта харизма, хочет ли он непременно быть лидером. Порой ведь вполне достаточно быть надежным и последовательным руководителем.

Читайте материал по теме: Научитесь быть харизматичным

Разумеется, многое зависит от контекста. Для стартапа, креативной компании, бурнорорастущего международного концерна и, наоборот, для рушащейся организации нужна сильная рука и харизма, чтобы укрепить мотивацию и удержать бизнес на плаву. Людям важно понимать, кто их ведет и куда. Но в обычной ситуации так ли необходим вдохновенный, фонтанирующий идеями лидер в бухгалтерском отделе? Кто-то и на этот вопрос ответит утвердительно, ведь благодаря таким людям рутинная работа приобретает смысл и интерес, но, думаю, большинство предпочтет босса, который позволил бы просто выполнять без лишней суеты свое дело. Рядовые сотрудники гораздо чаще говорят о справедливости, последовательности и уважении, чем о страсти или креативности.

Вебер понимал, что харизматический лидер не всегда является позитивной силой — в качестве очевидных примеров он называл Муссолини и Гитлера. Джей Конгер изучает эту проблему в замечательной книге о темной стороне лидерства «Winning 'Em Over: A New Model for Managing in the Age of Persuasion», а гуру менеджмента Джим Коллинз доказывает, что харизма может быть и вредна, если она оборачивается культом личности или лидер становится незаменимым.

Читайте материал по теме: 7 советов Стива Джобса бизнесменам XXI века

Да и сама харизма, с моей точки зрения, зачастую вовсе не особое качество, а эгоцентризм, самовлюбленность или попросту некомпетентность. Это может показаться циничным, однако австралийский психолог Лен Оакс пришел к точно такому же выводу после того, как попросил 11 харизматиков выполнить психометрический тест: по способностям они оказались вполне обычными людьми.

Подлинная харизма определяется уровнем зрелости человека. Опыт, самореализация, уверенность в своем призвании — эти черты характера и составляют харизму. Но и те из нас, кто еще не достиг высокого уровня развития, вносят свой вклад в общее дело, и нужно признавать такие заслуги: у кого-то способность к состраданию, у другого хорошие манеры, у третьего энтузиазм. И с этими качествами работать гораздо удобнее, чем с харизмой.

Ваш начальник обладает харизмой? Это вас радует?

Чтобы всесторонне рассмотреть этот вопрос, рекомендуем прекрасные работы Макса Вебера «Теория социальной и экономической организации» и Лена Оакса «Prophetic Charisma: The Psychology of Revolutionary Religious Personalities».

Читайте по теме: