Быть лидером или казаться им? | Harvard Business Review Russia
Психология

Быть лидером или казаться им?

Умар Хак
Быть лидером или казаться им?

Нам отчаянно нужны лидеры — а те, что есть, нас не устраивают.

Мы словно позабыли истинный смысл лидерства и путаем его с тем, чем лидерством быть точно не должно.

Что не следует называть лидерством? Прежде всего, умение красиво подать себя. Придать лицу уместное выражение, запомнить правильные слова, в нужном месте пристукнуть кулаком — все это не лидерство. Лидерство — это не играть, а быть. Позвольте объяснить. Что произойдет, если ситуация будет развиваться не по плану, слушатели начнут задавать трудные вопросы, стены обрушатся? Актер — человек, не умеющий импровизировать — застынет в растерянности. Именно это мы и наблюдаем ныне: один лидер за другим цепенеет перед внезапными вихрями перемен. Это происходит в политике, общественной деятельности, культуре и бизнесе. Вот они и учат заранее сценарии, все строчки наизусть, и отрабатывают взмах рукой под правильным углом.

Простой пример: десять лет назад никто не мог бы предугадать, что от Nokia, общеизвестного бренда, останется лишь воспоминание о былом величии. Теперь мы видим упадок этой корпорации, а все потому, что руководители компании, хотя и ведут себя как лидеры — демонстрируют спокойствие и уверенность в себе, произносят пламенные речи, — не умеют быть лидерами. Они не сделали ничего для будущего организации: ведь когда обращаешься к будущему, которое заведомо не может быть чем-то определенным, приходится сомневаться и даже рискуешь сесть в лужу.

И не только «казаться» не относится к сфере лидерства — «показатели» тоже явно не отсюда. Слишком часто мы пытаемся искать лидеров среди тех, кто наращивает прибыль и достигает поставленных целей. Но фундаментальная основа любого лидера не состоит в том, чтобы сегодня выполнять те же задачи, какие и вчера, только более эффективно: ему следует радикально пересмотреть саму постановку задачи. Пьер Омидьяр, основатель eBay, едва ли сумел бы преуспеть на аукционах Sotheby's. Джимми Уэйлс, соучредитель Wikipedia, скорее всего, провалился бы в роли главного редактора Encyclopædia Britannica. Крейг Ньюмарк, создатель Craigslist, вряд ли сгодился бы на роль издателя газеты рекламных объявлений.

Лидеров такого калибра придется искать не среди самых успешных предпринимателей, а среди тех, кто бросает вызов современным представлениям о предпринимательстве как таковом. А пока мы выводим на высшие должности «по показателям», стоит ли удивляться, что мы получаем все больше посредственных руководителей?

советуем прочитать
Войдите на сайт, чтобы читать полную версию статьи
советуем прочитать
Испытательный срок для идеи
Манзи Джим,  Стефан Томке
Ренессанс брендов
Йенс Мартин Скибстед,  Расмус Хансен
Спасая еврозону
Марк Блит,  Эрик Лонерган