Быть лидером или казаться им? | Большие Идеи

・ Психология
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Быть лидером или
казаться им?

Нам отчаянно нужны лидеры — а те, что есть, нас не устраивают.

Автор: Умар Хак

Быть лидером или казаться им?

читайте также

Трудный выбор

Питер Штром

Количество стартапов не показатель экономического благосостояния

Дэниел Айзенберг

Для межкультурного общения нужна глобальная расторопность

Энди Молински

Пусть мир прогнется

Мария Божович

Нам отчаянно нужны лидеры — а те, что есть, нас не устраивают.

Мы словно позабыли истинный смысл лидерства и путаем его с тем, чем лидерством быть точно не должно.

Что не следует называть лидерством? Прежде всего, умение красиво подать себя. Придать лицу уместное выражение, запомнить правильные слова, в нужном месте пристукнуть кулаком — все это не лидерство. Лидерство — это не играть, а быть. Позвольте объяснить. Что произойдет, если ситуация будет развиваться не по плану, слушатели начнут задавать трудные вопросы, стены обрушатся? Актер — человек, не умеющий импровизировать — застынет в растерянности. Именно это мы и наблюдаем ныне: один лидер за другим цепенеет перед внезапными вихрями перемен. Это происходит в политике, общественной деятельности, культуре и бизнесе. Вот они и учат заранее сценарии, все строчки наизусть, и отрабатывают взмах рукой под правильным углом.

Простой пример: десять лет назад никто не мог бы предугадать, что от Nokia, общеизвестного бренда, останется лишь воспоминание о былом величии. Теперь мы видим упадок этой корпорации, а все потому, что руководители компании, хотя и ведут себя как лидеры — демонстрируют спокойствие и уверенность в себе, произносят пламенные речи, — не умеют быть лидерами. Они не сделали ничего для будущего организации: ведь когда обращаешься к будущему, которое заведомо не может быть чем-то определенным, приходится сомневаться и даже рискуешь сесть в лужу.

И не только «казаться» не относится к сфере лидерства — «показатели» тоже явно не отсюда. Слишком часто мы пытаемся искать лидеров среди тех, кто наращивает прибыль и достигает поставленных целей. Но фундаментальная основа любого лидера не состоит в том, чтобы сегодня выполнять те же задачи, какие и вчера, только более эффективно: ему следует радикально пересмотреть саму постановку задачи. Пьер Омидьяр, основатель eBay, едва ли сумел бы преуспеть на аукционах Sotheby's. Джимми Уэйлс, соучредитель Wikipedia, скорее всего, провалился бы в роли главного редактора Encyclopædia Britannica. Крейг Ньюмарк, создатель Craigslist, вряд ли сгодился бы на роль издателя газеты рекламных объявлений.

Лидеров такого калибра придется искать не среди самых успешных предпринимателей, а среди тех, кто бросает вызов современным представлениям о предпринимательстве как таковом. А пока мы выводим на высшие должности «по показателям», стоит ли удивляться, что мы получаем все больше посредственных руководителей?

Не сводится лидерство и к навыку политической интриги. Лидеры — не калькуляторы, на ходу подсчитывающие выгоды того или иного хода с единственной целью: захватить и удержать власть. И вообще лидерство не в том, чтобы прийти к власти, а в том, чтобы придать больше сил другим людям. Лидер создает среду, в которой показатели производительности утрачивают прежнее значение и люди начинают думать о цели и смысле своей работы, а не о том¸ как кому угодить, кого запугать, как одолеть.

Если источником вдохновения служит высшая цель, то не нужно «продавать идеи» или пускать в ход какие-то другие маркетинговые ходы для завоевания последователей. Тем лидерам, которые вечно что-то проталкивают, хитрят, идут на компромисс, подкупают бонусами, пора спросить себя, ради чего все это, ведь лидер не продажник. Когда Стив Джобс задал Джону Скалли свой знаменитый вопрос: «Вы хотите провести остаток жизни, продавая газировку, или хотите изменить мир?», он как раз об этом и говорил. Продавай сладкую воду — глядишь, и набьешь карман — но ради этого придется отказаться от того, что придает жизни смысл. Смысл жизни лидера — придать этой самой жизни смысл.

Не следует путать лидерство и с произнесением вдохновляющих речей. Лидер — не оратор, который должен вогнать всех в ступор и подчинить своей воле. Да, он вдохновляет людей, но в другом смысле — вдыхает жизнь в свою компанию, в тех, кого ведет за собой. Благодаря его усилиям все остальные начинают фантазировать, рисковать, творить, создавать. Лидеры не просто поощряют нас к этому: их трудная работа заключается в том, чтобы создать все необходимые стимулы, процессы, системы и роли, которые позволят нам творить.

Сейчас с лидерством дело обстоит плохо. Мы отчаянно жаждем получить лидеров получше, но, быть может, в этой нашем поиске и заключается проблема. Мы ждем спасителей и ничего не предпринимаем. Да и приятнее жаловаться на тех лидеров, что имеем, чем что-то делать. Делать — это ведь трудно.

Об авторе. Умар Хак — директор Havas Media Labs, автор книг «Betterness: Экономика для людей» и «Новый манифест капитализма: построение революционно успешного бизнеса», участник рейтинга влиятельных мыслителей в области менеджмента и маркетинга Thinkers 50.