Великие лидеры знают свои недостатки | Harvard Business Review Russia
Психология

Великие лидеры знают свои недостатки

Рон Каруччи
Великие лидеры знают свои недостатки

Нередко руководитель ощущает синдром самозванца, стоит ему занять высокую должность. Наше исследование, охватившее тысячи бизнес-лидеров, выявило, что 69% чувствуют себя неготовыми к новой роли. 45% говорят, что не понимали, какие проблемы их ожидают, и 76% жалуются на отсутствие необходимой подготовки. Из страха разоблачения эти люди доходят до крайности в требованиях к самим себе. Они хотят быть безупречными и впадают в три весьма распространенных заблуждения:

«Я должен быть совершенен во всем»

Новоиспеченные руководители часто забывают, что любому человеку свойственны слабости и изъяны. Когда управленец начинает вести себя так, словно он идеален, то начинает того же требовать от других. Подчиненные, к которым применяется столь несправедливая мерка, бунтуют и отказывают начальнику в своей поддержке. Им недостает признания — и они начинают пристально следить за малейшими признаками слабости у своего босса (то есть за признаками его лицемерия). Теперь уж Акела не смеет промахнуться. Страшась критики и разоблачения, такой начальник изо всех сил поддерживает иллюзию своей непогрешимости и остается в одиночестве. 67% наших респондентов также жаловались на микроменеджмент, известный симптом управленческого перфекционизма.

Подчиненные хотят, чтобы руководитель видел собственные недостатки и потому проявлял понимание к чужим промахам. Начальники должны откровенно говорить с подчиненными о своих сильных сторонах и слабостях, приветствовать критику, поощрять искренность, приносить искренние извинения всякий раз, когда допускают ошибку или же когда их слабости создают проблемы для окружающих. Как ни парадоксально, главный источник авторитета — это уязвимость. Признавая свои ошибки, бизнес-лидер заслужит доверие, но если будет их скрывать — уж точно его не дождется.

«Я должен придерживаться принципа справедливости»

При распределении любых ресурсов — как финансов, так и возможностей продвижения по карьерной лестнице — требование справедливости доходит до абсурда. Многие подчиненные заранее ожидают, что их недооценят, откажут в повышении, в доступе к определенным ресурсам и возможностям, в большем бонусе. В хрупкой экономике при колоссальном разрыве в заработках между менеджерами и их подчиненными процветает недоверие. Но представления о справедливости у каждого свои, и подчас те, кто громче других восклицает «это несправедливо», не могут подкрепить обвинение фактами. Однако бизнес-лидеры, страдающие от синдрома самозванца, тратят слишком много сил на то, чтобы успокоить именно таких смутьянов.

Люди хотят, чтобы все были на равных, но не все работы равны, не каждый вклад можно оценивать наравне с другими. Не пытайтесь уравнять всех, а дайте ясно понять, что разное качество и результаты деятельности будут соответственно по-разному вознаграждаться — и заработком, и ресурсами, и новыми карьерными возможностями. Когда топ-менеджер пытается нейтрализовать эти различия и создать фальшивую видимость эгалитарной политики, где «все равны», он провоцирует как раз то беспокойство, которое хотел унять, ведь каждый инстинктивно понимает, что «все люди разные».

советуем прочитать
Войдите на сайт, чтобы читать полную версию статьи
советуем прочитать