Как не надо укреплять корпоративную культуру | Большие Идеи

・ Корпоративный опыт
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Как не надо укреплять
корпоративную культуру

Три ошибки, сводящие на нет все усилия

Как не надо укреплять корпоративную культуру
Иллюстрация: Lars Leetaru, Daniele Volpe

читайте также

Бардак или управляемый хаос: как работать с Индией

Свободный день: как отказаться от встреч и сделать все самое важное

Элизабет Грейс Сондерс

Четыре шага, которые помогут сделать медитацию привычкой

Маттиас Берк

Чем удачные цифровые трансформации отличаются от неудачных

Махадева Мэтт Мани,  Пол Лейнванд

Изменение корпоративной культуры — серьезнейший вызов для лидера даже в сравнении с такими сложными задачами, как подбор специалистов и формирование стратегии. Культура аморфна: не существует рычагов, способных быстро и точно сдвинуть ее в нужном направлении. Сегодня руководство компаний уделяет этому аспекту лидерства повышенное внимание. По данным исследований консалтинговой фирмы Gartner, на квартальных совещаниях в 2016 году гендиректора упоминали вопросы культуры на 7% чаще, чем в 2010-м. Опросы генеральных и директоров по кадрам свидетельствуют: важнейшим аспектом руководства коллективом становится «насаждение и улучшение культуры компании». Несмотря на озабоченность проблемой, результаты пока скромные: средняя фирма ежегодно тратит примерно по $2,2 тыс. на сотрудника в попытке улучшить корпоративную культуру (существенная доля этих средств уходит на консультантов, опросы и семинары) — но лишь 30% директоров по кадрам сообщают о нормальной окупаемости таких инвестиций.

В стремлении поднять культуру к новым высотам многие лидеры выбирают не те инструменты. Опросив более 7,5 тыс. сотрудников и почти 200 менеджеров по персоналу в глобальных компаниях и проведя глубинные интервью со 100 такими менеджерами, Gartner опубликовала отчет о самых эффективных и неэффективных способах трансформации культуры. Чтобы повысить шансы на успех, в отчете рекомендовано избегать трех ошибок.

Не используйте для описания культуры расхожие эпитеты. Поскольку культура зыбка и сложна в описании, лидеры часто ограничиваются набором уже набивших оскомину определений: высокоэффективная, сплоченная, инновационная, клиентоориентированная, предпринимательская, нацеленная на результат, прозрачная, доверительная… Gartner изучала, как выбор одного из этих эпитетов влияет на реальное достижение целей по выручке, и обнаружила, что никак: значит, пользы от них никакой. Причина одна — несоответствие красивых речей и реалий фирмы. Брайан Кьюри, управляющий вице-президент Gartner по исследованиям в HR, называет этот эффект «разрывом между словом и делом»: сотрудники видят во вдохновенных речах лидеров лицемерие.

Вместо того чтобы подбирать яркие слова, описывая культуру, которую вы хотели бы видеть в компании, постарайтесь проиллюстрировать разрыв между своим идеалом и нынешним состоянием умов в компании. «Покажите недостатки и поясните, как они отражаются на текущих делах», — объясняет Кьюри. Допустим, компания хочет создать «культуру инноваций», но это звучит абстрактно и нереалистично, пока 80% ресурсов и персонала обслуживают имеющиеся продуктовые линии. Надо не призывать к инновациям, а подчеркивать противоречия в этой сфере: «Мы хотим сформировать культуру инноваций, одновременно добиваясь роста и прибыльности имеющихся направлений».

Среди распространенных нестыковок можно назвать необходимость достижения как краткосрочных, так и долгосрочных целей, и нацеленность на финансовые результаты, и стремление обеспечить сотрудникам благополучную жизнь без вечных переработок. Открытое признание этих противоречий помогает избежать скепсиса, возникающего у сотрудников при несоответствии деклараций и реальности.

Не оценивайте культуру только исходя из опросов. Культура кажется нематериальной, поэтому многие компании в попытках измерить ее восприятие сотрудниками полагаются на опросы, зачастую излишне ориентированные на показатели интереса к работе. Кроме того, фирмы часто считают хорошим индикатором уровень текучести кадров. Однако эти цифры могут дать ложное чувство успокоенности. «На уровне руководства обратная связь всегда выглядит приличнее, чем на местах, и это неизбежно, — считает Кьюри. — Данные обобщаются, усредняются и становятся несколько абстрактными, причесанными». Gartner предлагает компаниям активнее использовать в опросах открытые вопросы и обязательно показывать руководству неотцензурированные отзывы. Кроме того, не стоит ограничиваться периодическими опросами: долг руководителей — создать в коллективе атмосферу безопасности, чтобы сотрудники могли без опаски высказываться в любой момент.

Подобный нефильтрованный фидбэк — самый полезный, ведь далеко не все сотрудники понимают и разделяют культурные устремления лидеров. Исследования Gartner показывают: в среднем 69% сотрудников не верят в поставленные руководством цели по корпоративной культуре, 87% не понимают их, 90% не ориентируются на них в своем поведении. По утверждению Gartner, компании, которым удастся устранить эти противоречия, повысят свои шансы на достижение или превышение годовых целей по выручке на 9%. Чтобы приблизиться к этой планке, важно оценивать аспекты культуры не только количественно, но и качественно. «Гендиректор должен не просто поощрять стремление к искренним отзывам, но и формировать располагающую к ним среду», — пишут исследователи.

Не забывайте менять политики ради осуществления культурных изменений. Призывать людей к сотрудничеству во имя процветания компании — это прекрасно. Но если одновременно каждый год составляется рейтинг работников, при котором худшие вылетают из компании, фирма сама заставляет людей конкурировать между собой, а не сотрудничать. Такой же парадокс возникает, если компания объявляет себя клиентоцентричной — но урезает бюджет на командировки, не позволяя продажникам лично общаться с заказчиками. «Максимальную непоследовательность лидеры обычно проявляют именно в отношении операционной модели; они не хотят адаптировать ее под нужную культуру», — сетует Кьюри.

Чтобы запустить перемены, руководство должно привести к общему знаменателю свои слова, поступки и принципы работы (процессы, бюджеты, политики). Третья составляющая часто выпадает из поля зрения фирм. «Операционная компонента сильнее всех влияет на культуру сотрудников, но лидеры редко готовы подавать правильный пример в этой сфере», — пишут ученые.

Сильные руководители знают: вдохновенные речи о культуре часто исходят от высшего руководства, но проявляется-то она на местах, вдали от начальственного ока. Чтобы изменить компанию, недостаточно громких заявлений. «Как лидер вы должны верно выстроить структуры, процессы и поощрения, поддержав свои слова реальными ресурсами, — убеждает Кьюри. — Часто упускают из виду, что к принятию новой улучшенной культуры компанию надо подготовить организационно».

ОБ ИССЛЕДОВАНИИ «Three Culture Conversations Every CEO Must Have with the Head of HR», Gartner (рабочий документ)

«ЭТО НЕ ИГРА С НУЛЕВОЙ СУММОЙ»

В 2012 году семейный конгломерат CMI из Гватемалы нанял первого в своей истории директора по культуре — Оскара Риверу. Оскар руководит трансформационным процессом, меняющим принципы работы 37 тыс. сотрудников. Он рассказал HBR о проблемах трансформации и о том, как измерить ее успех. Вот несколько отредактированных выдержек из этого разговора.

Что конкретно надо было изменить в культуре CMI? Мы очень диверсифицированный конгломерат. Каждое из шести наших направлений было традиционно замкнуто в себе. Компания старалась добиться синергии хоть в чем-то — внедрить общую ИТ-систему, преобразить кадровую службу и консолидировать закупки. Но эти инициативы пробуксовывали, и семья владельцев пришла к выводу, что проблема лежит в сфере культуры. Ее надо было решать.

С чего вы начали? Нам надо было услышать мнение сотрудников и помочь им самим найти дорогу. Мы работали полтора года: провели более 30 встреч с 300 топ-менеджерами компаний. Все признавали, что, с одной стороны, полезно работать всем вместе как одна компания, но с другой — говорили, что каждое направление уникально, в каждом накоплен свой спектр знаний, всем хочется обладать известной автономностью. Поэтому перемены встречали сопротивление.

Как же вы преодолели его? На наших встречах люди начали осознавать, насколько мы все разобщены, и поняли, что полезный на каком-то этапе собственный опыт предприятий в будущем станет нас тормозить. Для общего успеха нужно больше синергии и новых цепочек создания стоимости. Мы убеждали всех: это не будет игрой с нулевой суммой, а мы не выбираем победителя. Можно же думать и о краткосрочных, и о долгосрочных целях: даже противоположности могут сосуществовать гармонично.

Как вам удается получать от сотрудников честные отзывы о состоянии культуры? Мы проводим анкетирование и приветствуем любые замечания и критику. Дважды в год все сотрудники посещают семинар, на котором обсуждают, как воплощаются в жизнь ценности. Мы не учим людей «генеральной линии», а хотим услышать правду, и такие семинары — основной источник обратной связи о проводимой реформе. Выступления то коррелируют с данными опросов, то контрастируют с ними. Главное — быть готовым услышать, что у людей наболело.

Можете привести пример изменений в процессах, призванных поддержать обновление культуры? Вместе с директором по кадрам Хосе-Мигелем Лариосом мы предложили скорректировать принципы измерения и оценки эффективности работы 300 наших топ-менеджеров. Раньше она оценивалась по краткосрочным и индивидуальным результатам. Новая система привнесла два важных элемента, связанных с долгосрочными достижениями всей компании и с продвижением инициативы по трансформации культуры. Мы хотели, чтобы лидеры поддерживали изменения не из «политкорректности», а потому, что это было им выгодно.

Окупаются ли временные и денежные инвестиции в преобразования? В 2012 году, когда мы попросили описать нашу культуру, главный ответ был «принуждающая». К 2017 году стало появляться больше ответов типа «демократичная» или «передовая». На весь проект за это время мы потратили около $50 млн. Рассчитывали, что эти инвестиции окупятся за 10 лет, но уложились в семь. Сегодня мы уже не состоим из шести направлений — мы представляем собой две мощные платформы и начинаем обсуждать, как, сохранив уникальность платформ, связать их теснее. Работа над совершенствованием культуры никогда не заканчивается.