Пока не поздно: как предотвратить скандал в организации | Большие Идеи

・ Корпоративный опыт
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Пока не поздно: как предотвратить скандал
в организации

Чем поведенческий анализ может помочь в выявлении рискованных практик

Авторы: Анна Вуд , Генри Энглер

Пока не поздно: как предотвратить скандал в организации

читайте также

Лидер не по шаблону

Билл Джордж,  Маклин Эндрю,  Мейер Диана,  Питер Симс

Что делать, если сотрудник плохо работает, но не догадывается об этом

Лиз Кислик

«Какой стыд, мы превращаем взрослых людей в младенцев!»

Шамиль Тарпищев: «Тренер не должен ошибаться»

Анна Натитник

Меры по предотвращению злоупотреблений служебным положением, недостойного поведения сотрудников и нарушений этических норм не оправдывают ожиданий. Ярче всего это проявляется в финансовом секторе. Со времен финансового кризиса 2008 года было взыскано более $400 млрд штрафов. Но есть в отрасли и поводы для надежды — использование инструментов из арсенала ученых-бихевиористов для раннего выявления рискованных моделей поведения.

Некоторые из крупнейших европейских банков — ING Group и ABN Amro в Нидерландах, RBS в Лондоне — создали команды по выявлению поведенческих рисков, состоящие из специалистов по организационной психологии, антропологии, криминалистике и другим дисциплинам. Каждая команда напрямую подчиняется директору по внутреннему аудиту, контролю или управлению рисками. Команды также наделены независимостью и автономией и уполномочены проводить проверки по всей компании и пристально изучать подразделения, в которых они замечают поведенческие риски.

Давайте посмотрим, как работает такая команда в RBS. Она проводит глубокую ревизию сфер деятельности компании, которые требуют внимания, фокусируясь на малых группах (до 500 человек), выбранных на основании данных от внутренних и внешних заинтересованных сторон, таких как юристы, специалисты по внутреннему аудиту, контролю соответствия, управлению рисками и человеческим ресурсам. Команда собирает глубокие, детальные наблюдения об отдельных «субкультурах», в которых возможны этические упущения.

«Мы часто спрашиваем сотрудников в наших целевых группах: «На что вы обратили бы внимание на нашем месте?» — рассказывает Швета Паджпани, представительница руководства в этой команде. — Люди замечают горячие точки, взаимодействуя с коллегами, читая общебанковские отчеты и протоколы, и их наблюдения ценны для нашей команды».

Выбрав подразделение для ревизии, команда оценивает его деятельность с помощью следующих пяти инструментов.

Опросы. В них участвуют все члены анализируемой группы. Анкеты содержат утверждения, на которые нужно давать ответы по шкале от «полностью согласен» до «категорически несогласен».

Конфиденциальные переговоры. Команда проводит ряд личных встреч с сотрудниками, которые вместе составляют репрезентативную выборку группы. Беседы проводятся в разговорном стиле и направлены на выявление типичных разновидностей поведения — например, паттернов, которые могут приводить к плохим результатам.

Фокус-группы. Проводятся с участием максимум десяти человек за раз. Как и личные собеседования, направлены на выявление паттернов поведения и изучение атмосферы в анализируемом подразделении.

Ревизия формальной стороны деятельности подразделения. Команда изучает политики и процессы, такие как коммуникация руководства с подчиненными, структуры управления и оценка качества работы.

Независимые наблюдения. Члены команды посещают заседания руководства и общие совещания, наблюдают за тем, как сотрудники выполняют свои служебные обязанности, чтобы получить представление о групповой динамике и взаимодействии членов групп.

Своими выводами команда делится с руководством проверяемого подразделения, и в установленные сроки все рекомендации должны быть выполнены. Так как команда по выявлению поведенческих рисков RBS — часть аудиторской службы банка, ее выводы считаются результатами аудита, в соответствии с которыми необходимо принимать меры.

В других банках используются немного другие подходы, однако у всех мероприятий, которые мы изучили, есть некоторые общие характеристики.

  1. Необходима поддержка руководства, учитывая широкие полномочия команды.

  2. Команды невелики, в них обычно входит от пяти до десяти специалистов разного профиля.

  3. Эффективность команд трудно измерять, так как их цель — предупреждать рискованные модели поведения на раннем этапе. В то же время один из способов оценки окупаемости инвестиций — сопоставить затраты на содержание команды за определенное количество лет с суммой штрафов, которые организации предположительно пришлось бы выплатить, если бы рискованные действия не были пресечены и это привело бы к нормативным взысканиям.

  4. Критически важна прямая вовлеченность сотрудников. Хотя технологии наблюдения играют определенную роль — компании могут следить за переговорами, чат-комнатами, электронной почтой и т. д., — первоочередное значение для команды имеют сами люди. Именно они дают команде основную информацию о формальной стороне жизни групп, которые она изучает, — об управлении рисками, руководящей структуре, доступе к информации и обучению, человеческих ресурсах, ИТ-системах, рабочих процедурах. Взаимодействие с людьми также необходимо для понимания неформальной стороны жизни анализируемых групп или их культуры — например, насколько прозрачен процесс принятия решений, кто получает повышение, чем определяется статус сотрудников и насколько персонал вовлечен в то, что делает каждый день.

Вис Вагенаар возглавляет команду восьми специалистов по анализу поведения в ABN Amro. Вот как она описывает ее методологическую базу: «Мы полагаем, что поведение наших сотрудников и их решения — результат сигналов, которые они получают от нашей организации в целом».

Миреа Рааймакерс, руководитель команды по выявлению поведенческих рисков ING, поясняет: «В любом трудовом коллективе есть риск, что какие-то действия сотрудников могут повлечь за собой отрицательные результаты для компании. Этот риск связан с принципами работы организации и с невидимыми механизмами, определяющими эти особенности поведения. Для нас важно, как принимаются решения, как люди коммуницируют, несут ли они ответственность за результат, как групповая динамика и коллективные убеждения определяют действия команды и как все это может привести к рискованным поступкам».

Меры, принимаемые этими банками, подходят для широкого спектра отраслей. Их использование означало бы выход организационного развития на новый логический уровень — прямое вовлечение сотрудников в осмысление рабочей среды. При помощи внутренней группы «нейтральных консультантов», которые могут служить совестью организации, компании обнаруживают свои глубинные ценности, нормы и убеждения и оценивают, продуктивны они или разрушительны. В последнем случае команда по выявлению поведенческих рисков может рекомендовать меры по изменению организационной культуры.

Как показывает опыт команд по оценке поведенческих рисков, работающих в  европейских банках, ключ к предотвращению этических скандалов — выявлять рискованные практики, пока не стало слишком поздно.

Об авторах

Генри Энглер (Henry Engler) — старший редактор Thomson Reuters Regulatory Intelligence, пишущий о поведении и культуре в секторе финансовых услуг.

Анна Вуд (Anna Wood) — консультант по управлению изменениями и организационному развитию, специализируется на трансформации организаций, разнообразии и инклюзии в коллективах, управлении развитием сотрудников.